Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о математиках
anchoret
anchoret

Известен закон: как только кого-то в чем-то осудишь или упрекнешь - сам моментально впадешь в то же самое искушение. Только я посетовал, что ЖЖ моего главного оппонента в споре о "христианском государстве" забит политической тематикой, как сам спешу повторить его деяния. Впрочем, надеюсь закончить эту тему, т.к., во-первых, она мне поднадоела, а во-вторых, как мне кажется, я наконец понял, в чем состоит главная проблема "державников" от церкви.

Есть известная шутка о том, как отличить физика от математика. Имеется в виду не профессия, а склад мышления, как несложно понять. Человеку предлагается кран с водой, газовая плита, спички и кастрюля. Задача - вскипятить воду. Обычно человек решает всё таким образом: зажигает газ, наливает в кастрюлю воду, ставит её на огонь. На этом этапе разницы между физиком и математиком нет.

Теперь задача та же,  но несколько иные условия: в кастрюле уже есть вода. Обычное решение: разводим огонь и ставим на него эту кастрюлю. Тогда человеку объявляется, что по складу мышления он - физик. На недоуменное "почему" следует пояснение: математик сначала вылил бы воду из кастрюли, чтобы свести решение задачи к предыдущей.

Вот и у меня сложилось впечатление, что постоянные ссылки на святых отцов, которые писали о христианской империи, как о благе, которое прекратило гонение на христиан и открыло путь свободной проповеди (что мы имеем уже сейчас безо всяких императоров), а также на проповеди охранителей самодержавия предреволюционой эпохи* (почитаемых нами, кстати, не за это) коренятся именно в математическом складе мышления. Дело в том, что по сути сейчас впервые за всю свою историю наша Церковь оказалась в нынешнем, уникальном положении. Её не гонят и не препятствуют свободной проповеди с одной стороны, но и не берут в жесткие государственные тиски принципа "ты - мне, я - тебе" (которые неизбежны в "христианском государстве") - с другой.

И вот здесь у "математиков" наступает кризис: Вместо того, чтобы оценить все выгоды и преимущества нового положения и максимально ими воспользоваться, им непременно нужно заключить Церковь в те рамки, в которых она уже когда-то побывала, и иного развития ситуации они себе не представляют. Одним словом: "Ца-ря! Ца-ря!"**, как будто оный враз разрешит все наши проблемы.

Да пожалуйста... Не, я не против, повторюсь, той же монархии - пусть её, раз кому-то надо, бывало и хуже, но это в принципе не наше дело - спорить о политике или, ещё чего, устанавливать политические режимы.

----------------------------------------

*Можно к тому заметить, что первым тогда  ещё не была известна вся палитра церковно-государственных отношений,  и тем более они не знали, каким аккордом разрешится пресловутая симфония властей, а последние являлись носителями многовековой традиции, к тому же предвидевшими ближайшие трагические последствия, к которым приведет крушение строя. Отчасти и поэтому в их творениях нельзя искать основания для канонизации идеи христ.гос-ва.

** "Шай-бу! Шай-бу!"


  • 1
Царя-то 90% хотящих царя хотят по одной простой причине - чтобы кто-то удерживал лавину разврата.

Читать Закон Божий в школах и к причастию раз в год гонять - этого-то почти никто и не требует.

Я надеюсь, что Вы не шутите. Сможете назвать кого-нибудь из наших самодержцев, который(ая), по Вашему мнению, умело сдерживал(а) "волну разврата". Ан не сможете: держава наша всегда была в мэйнстриме мировой тенденции - и при первом, и при последнем её самодержце.
Мой уважаемый оппонент, кстати, как раз за Закон Божий в школах.

(Deleted comment)
Тут еще нельзя забывать экономическую основу того или иного государственного устройства. Во времена благоверных самодержцев экономические отношения были военно-феодального типа. Развитие экономики осуществлялось большей частью за счет захвата и освоения новых территорий. Всюду же, где зарождался какой ни на есть средний класс, немедленно возникала республика, демократия. И пусть кто-нибудь попробует сказать, что это неугодно Богу. Как минимум в одном таком случае Сама Матерь Божия защитила республику от посягательств (святого!) благоверного самодержца. Т.е. неудивительно, когда "Ца-ря" скандируют аутсайдеры экономической гонки. У них просто нет другого выхода. Это я не со злорадством говорю, а просто как констатацию.
ЗЫ. Конечно, это все очень упрощенно. Не трактатъ же...

Были какие-то опросы общественного мнения во Франции, и чуть ли не большинство, как оказалось, было бы не против монархии. Как я понимаю, по умолчанию носящей чисто декоративный характер, так что здесь Вы, пожалуй, совершенно правы.

Большое Вам спасибо. Уже невозможно просто слушать эти детский плач: хочу быть слугой! хочу быть слугой! Говоришь человеку: ты свободен. Нет, отвечает, свободный я опасен для самого себя, дайте мне надсмотрщика, да построже. Мы ведь выкуплены из рабства, зачем же туда самим лезть?

Загадочная русская душа...

Попытка поддержать.

Вот если взять, к примеру, задачу... поддержания чистоты.
Есть в направления в решении этой задачи:
1) организовать государственную службу (ведомство, нанять людей, устроить дежурство, заставить соседей) убирать мусор со своей улицы.
2) убрать мусор самому.
Первый способ напоминает подход сторонников христианской монархии. В самой идее нет ничего плохого, но я боюсь, что задача создания подобной монархии несколько сложнее в решении, чем иным представляется...
А второй способ: это оставить государству его заботы: «Касерю кесарево, а Богу - Божье»
Наверное, второй способ предпочтительней. Улучшать государство с целью всеобщего спасения - непростая, а возможно, и непосильная задача для человека. Правильнее, попробовать последовать совету Преп. Серафима: «Спасись сам и вокруг тебя тысячи спасутся»

И тут очень вовремя и к месту нам бы наверняка указали, что преподобный Серафим тоже в свое время защищал монархию, выпроваживая вон декабриста.

(Deleted comment)
Строго говоря, грех возникает там, где высокое подменяется низким. В цитированом моменте речь идет об отказе от теократии в пользу монархии, а у нас несколько иная ситуация - шило на мыло, в лучшем случае. Мне так кажется.

(Deleted comment)
мне кажется. что идея православной империи, православной монархии и т.п. - это что-то неоязыческое, ибо понятие государства, монарха и т.п. - они связаны с понятиями народа и земли, то есть увязывание национальных, родовых и территориальных элементов с сакральными - это по своему и есть язычество (духи рода. земли, рек и т.д.)

Ну, если так, то зачем подчеркивать "православная" монархия? Любая монархия, где происходит сакрализация власти. То же было в Древнем Риме, где император включался в пантеон богов. Возможно, Вы в чем-то правы.

Подумалось вот моим слабым умишком.
Царь - уникальная должность. С одной стороны, это монарх, в отличие от президента, с другой - Богопомазанник, в отличие от короля (?).
Поэтому стремление к возврату царя я бы приветствовал... Но вот если вспомнить Библию... Царь как Богопомазанный монарх был дан в свое время с укором, что, мол, эх вы. А до этого были судьи.
Вот насколько в наше время слабО вернуться к правлению Богоставленных судей?
Или взять еще круче - царей-священников по чину Мелхиседека?!

Короли тоже помазывались на царство, а как же. Были уже "цари-священники" в христианскую эпоху. В лучшем случае, это было не хуже, чем при светской власти.
Но вообще это нехристианская затея. Сказано же: "Царство Мое - не от мира сего".

В этой теме у Вас больше всего комментариев :)

А пусть будут :)

Дело в том, что по сути сейчас впервые за всю свою историю наша Церковь оказалась в нынешнем, уникальном положении.

Действительно, уникальность состоит в том, что она освободилась от своей миссии. Больше не надо проповедовать в школах и университетах, больше не надо просвещать власть, больше не надо пытаться изменить нравственную атмосферу общества, а можно просто теперь свободно, когда никто не мешает и не берет в жесткие тиски, заниматься храмостоительством и исполнением треб по долгу службы. Идилия.
А те кто с этим не согласны - суть математики, ибо не могут "оценить все выгоды и преимущества нового положения". Действительно, у сотрудничества с безбожной властью есть свои преимущества, как, впрочем, и у любого сотрудничества с мамоной. И действительно, математики не могу его оценить, ибо саму возможность отвергают. Для них заповеди Христа о необходимости просвещения всех народов остались прежние. Для них Церковь вне политики может быть только в одном случае - когда она гонима.

уникальность состоит в том, что она освободилась от своей миссии
Больше не надо проповедовать в школах и университетах, больше не надо просвещать власть, больше не надо... и т.д.

Во-первых, ужасающая ложь, во-вторых, непонятно, откуда Вы это взяли.

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account