Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о православных СМИ
listen
anchoret
Ну вот смотрите: я практически не в теме, просто пытаюсь рассуждать вслух. Это поток мыслей стороннего человека, это не рассказ о том, как всё обстоит на самом деле и/или должно обстоять.
Понятно, что кто-то возбудился, кто-то огорчился по поводу закрытия "Нескучного сада". А мне (я никогда не был читателем почившего ресурса) вспомнился анекдот про ментов, выбирающих сослуживцу подарок: "- А давай ему книгу купим? - Зачем? Я видел, у него уже есть две". Так и здесь. Есть "Фома" там, "Славянка" (тоже ненадолго, уверяю скорее всего), ещё что-то (причём авторы, фотографы и т.п. приблизительно одни и те же, нет?). Ну и хватит. Спонсорам непонятно да и в какой-то момент скучно плодить сущности. Это ж не купол позлащенный: забашлял, оно и стоит. Тут надо постоянно башлять, башлять, башлять... А оно всё никак не поражает благолепием - глянец и всё, никакой святости. Какие-то люди ходят-просят-суетятся. И не благословляют ни брады касательством, ниже веждома помаванием. Случайно я немного знаю действительно убеждённых православных мегаспонсоров. Как мне кажется, при всей их искренней православн(ут)ости фактор тщеславия там если не на первом месте, то где-то очень-очень рядом. Причём они ведь даже скрывают, что являются спонсорами (наслаждение своим смирением, как известно, одно из самых тонких наслаждений). Я помню забавную ситуацию, когда редактор (не главный) такого журнала не знал, кто их спонсирует, и даже фамилии такой не слышал а я случайно слышал и знал. Но от себя-то не скроешься. Если не кормить тщеславие (а чем оно будет кормиться в безвестно-глянцевом случае?), оно сдохнет и потянет за собой всю твою благотворительность. Люди слабы, не надо их за это корить. Корни тому заложены ещё в мезозойскую эру, если не раньше. Хотите живучести, так это должен быть не спонсор, а владелец. Не получивший в нагрузку, а купивший за солидные деньги, которые надо отбивать и преумножать. Нет этого, нет и будущего у вашего ресурса. Если это СМИ, то оно должно подчиняться законам СМИ со всеми вытекающими. Иначе не выжить. Заказуха, стрёмная реклама, ещё заказуха. Из чего там ещё складывается доход у настоящих СМИ? Я не знаю и знать не хочу, я сторонний человек.

  • 1
все это напоминает отношения между продажной женщиной и клиентом-спонсором, тогда как более правильным было бы стать его женой (настоящие СМИ)...

Написано красиво, но проблема в другом - восстребованности ресурса. РПЦ (как организации) никакие СМИ не нужны. Даже если создать журнал с тиражом в 1 млн экз, то интерес будет в одной плоскости - сколько владелец должен отстегивать за использование ИХ тематики в СВОИХ коммерческих целях. Поддержки в создании и продвижении не будет никакой.
Если же говорить о "народе Божием", то там другая беда. Нельзя создать сколько-нибудь универсальный журнал, интересный для всех или хотя бы многим православным. И велика вероятность отказа от подписки при появлении темы, автора, мнения, изображения и пр., с которым подписчик будет до такой степени не согласен, что тут же напишет в ЖЖ, что он больше в руки не возьмет эту гадость.
Журналы не развиваются не потому, что нет спонсоров, а потому, что нет потребителей. Фома достигла потолка потребления для православного журнала. Не знаю какой реальный тираж, но он всяко не больше 40 тысяч (хотя скорее всего 20-25, не нужно забывать, что в Нижегородской епархии журнал раздают даром). Росту не способствовал даже высокий официальный статус Легойды. В какой-то степени он даже помешал, т.к. успешных людей "народ Божий" так же не любит.
И последнее. Бумажный журнал в современном мире это продукт вымирающий. Если Правмир с его посещаемостью в десятки, а то и сотни тысяч в день, начнет издавать журнал с лучшими публикациями, то месячный тираж будет не более 5 тысяч и через год он сократится в два раза.
Одним словом, прежде чем создавать журнал (или другое СМИ) нужно понять кто потребитель и каковы перспективы роста. Верхнюю планку (Фому) перепрыгнуть практически невозможно. Это значит, что экономика журнала всегда будет в минусе. А дальше уже можно писать Ваш текст, в нем все правильно.

Георгий Михайлович, я вот давно хотела поговорить с Вами как раз на тему издания журналов. Для меня это очень больной вопрос. Когда я выбираюсь в Россию (имею в виду, из Москвы), я сталкиваюсь с людьми, которым ОЧЕНЬ нужна бумага и именно бумага. Есть много сел и маленьких городков, в которых храм - самое интеллектуальное место. Люди там редко пользуются интернетом, а узнавать хоть что-то потребность есть. Они запоем читают "Фому", читали "Нескучный сад", пока не закрылся, всякие там "Славянки"... По большому счету, читают без разбора - просто потому что журнал красивый, а информационный голод силен. Я бы сказала, что это огромное пространство для просвещения - ведь эти красивые журналы можно наполнять самым разным контентом, в том числе и умным, библейским, вечно актуальным. То есть эти люди читают "Фому" от корки до корки - с рецептами куличей и серьезными толкованиями Евангелия.
К сожалению, людей, для которых духовная жизнь сопровождается интеллектуальной, очень мало. И журналы никогда не будут окупаться. Этим сотням людей станет совсем нечего читать, их останутся десятки, а потом единицы. И вот что с этим делать, я не знаю. :(

Полностью с Вами согласен. Потребность есть, не все потеряно. Беда только в том, что нет системы распространения книг и журналов. У меня были надежды, что ИС РПЦ сможет создать такую систему и мы, издатели, помогли бы всеми силами. Но результат деятельности МК мы все знаем. Беда в том, что между издателем и читателем стоит стена, которую нельзя разрушить или обойти - это крайне непрофессиональная церковная торговля. Если в мирском книжном мире действуют законы бизнеса - продается то, что продается, то церковная торговля держится на трех китах: непрофессионализм, "укаждогосвоемнение", "деньгинепахнут". С первым все понятно. Со вторым это выглядит так: я не согласен с позицией редакции или отдельным материалом и потому распространять это издание сейчас или вообще не буду. Третье: выручка нужна, епарха надо кормить, а он привык есть много. Нужны деньги и для самого храма. Что лучше - выставить золото, свечи, записки, книги, на худой конец, или журнал, с которого много не срубишь? До тех пор пока книга или журнал будут восприниматься церковниками только как источник заработка, а не одной из форм проповеди, до тех пор ничего толкового мы создать не сможем. Все время будем бегать за своим малеьким хвостиком.

Год назад приехал в центральный монастырь Костромы. В церковной лавке ничего не слышали о "Несвятых" Шевкунова. Монахиня-завлавкой с трудом вспомнила, что одну пачку им кто-то привозил и вроде как быстро купили. (в пачке не больше 10 книг, точно не знаю). Успех книги в Москве ее не возбудил. Мало ли что там сейчас продают.
Дала мудрый совет, что мне нужно издавать: "ты (обращение на ты нормально, она же МАТУШКА!) не те книги издаешь. Нужно не просто псалтирь печатать, а вот так издавать, - показывает какую-то книгу, - псалмы и сразу для чего их читают, какие болезни лечить, в каких нуждах, что читать".

И тут приносят Нескучный сад или Фому. Зачем все это? Там же ничего полезного нет. Читатель купил бы журнал, но кто ж ему продаст, кто его возьмет в продажу? Было бы прекрасно, если бы таких матушек было хотя бы половину. Мы бы продавали тиражи в сотни тысяч.
Обращаться к местному архиерею тоже бесполезно. Тот прямо и честно сказал: постройте мне магазин в центре и я разрешу вам продавать, что захотите. Все.

Монастыри - вообще беда.
К сожалению, у нас даже зарабатывать не умеют и не хотят.

Попам говорить об этом бесполезно. Они всегда правы во всем. Это профессиональная болезнь.

И еще одна болезнь: воровство. Разговаривал на выставке с директором крупнейшего светского издательства. Спрашиваю почему закрыли церковное направление.
- Мы не знали, что в церкви могут обманывать и не возвращать деньги за проданные книги. Больше ничего я с ними делать не буду. Хватит. Главное, что в миру я могу хоть в суд подать, а тут бесполезно, ничего не помогает.

И что ему возразишь? Один набрал на несколько десятков миллионов золота, платить отказался, подали в суд, вышло на уровень федеральных СМИ. Каков результат? Владыку сняли, отправили в ссылку, но возвели в митрополиты и сделали членом Синода. - А чё, тоже миссия.

(Deleted comment)
Трудно догадаться?

в прошлом довелось мне лет 8-9 быть редактором епархиальной газеты
благо в епархии понимали, что спонсорам такая газета не нужна и оплачивали тираж
потом его по разнарядке выкупали приходы
повысить окупаемость такого издания почти невозможно - само название вроде "N-ские епархиальные ведомости" не ахти привлекает покупателя :)

сейчас в епархии один священник стал выпускать молодежный журнал
полноцвет, глянец
с этим дело получше, но думаю без дотаций он бы уже давно загнулся
хорошо, что в епархии осознают важность таких дел и журнал тоже не остается без финансовой поддержки

  • 1
?

Log in

No account? Create an account