?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о политике и христианском государстве
anchoret
anchoret

Когда я слышу слова, вроде "православной геополитики", то рука моя скорбит, что не имеет соответствующего случаю огнестрельного приспособления, за который ей так хотелось бы схватиться. Много странностей наговорил уважаемый мною миссионер, активно включившийся в политическую борьбу, и только подтвердил своим примером: политика человека превращает в зомби, делает его одержимым. Например, одержимый бесом человек в повседневной жизни зачастую бывает мил и покоен, но в присутствии раздражителя - какой-либо святыни - он становится совершенно иным. Также характерно поведение одержимых политической доктриной христиан: могут много и умно говорить о догматах веры и деле личного спасения, но коснись политики - всё, подменили человека.

Священнослужитель, пытающийся авторитетно рассуждать о политике, выглядит ещё гм... менее выигрышно, скажем так, чем политик, разглагольствующий о религии. Но не это главное. Кажется, многим пастырям душ человеческих вообще неведом тот факт, что политика - это род наркотика, который требует к себе соответствующего отношения.

Сама идея "христианского государства", звучащая из уст православного христианина, наводит меня на грустные размышления о бесперспективности кормления одного хищного млекопитающего, которое всё равно будет с вожделением смотреть в сторону леса, предвкушая количество грабель, которое можно из него понаделать, чтобы потом вволю на них потоптаться.

Вся наша история свидетельствует о том, что как бы ни были высоки цель и смысл существования так называемого христ.гос-ва, какими бы высокими мотивами не руководствовался его глава, построение гражданского общества, которое можно было бы назвать христианским, является абсолютной утопией. Вспоминается сцена из фильма "Мы из джаза", в которой показано празднование юбилея маститого карманника. Собравшиеся коллеги изображают всяческий восторг по поводу джаза, любезного сердцу виновника торжества, но один из них честно поясняет музыканту, что "ребятам" вся эта музыка до лампочки, джаз-банд пригласили только чтобы юбиляру сделать приятное. Я думаю, аналогия вполне прозрачна. Один или несколько идеалистов полагают свои жизни ради "глубокого воцерковления общества", и у них даже вырастает огромный аппарат "единомышленников", занятых в основном, под идеологическую сурдинку, реализацией личных амбиций и решением своих материальных проблем, а общество разве что не хрюкает. И заканчиваются все эти т.н. христ.гос-ва так же, как в этом фильме - т.е. всеобщим мордобоем.

Мы призваны быть солью земли и малой закваской, и никогда Спаситель не заповедывал нам большего. Мы призваны быть гражданами Неба, и довольно будет с нас гражданской лояльности по отношению к государственной власти. Не наше дело совершать путь во властные структуры. Наш путь лежит к вратам Небесного Иерусалима.


  • 1
Да вы, батюшко, обновленец!

Ага, расскажи мне об этом. Обновленцы, как раз, активно включались в политические процессы.

++Один или несколько идеалистов полагают свои жизни ради "глубокого воцерковления общества", и у них даже вырастает огромный аппарат "единомышленников", занятых в основном, под идеологическую сурдинку, реализацией личных амбиций и решением своих материальных проблем, а общество разве что не хрюкает. И заканчиваются все эти т.н. христ.гос-ва так же, как в этом фильме - т.е. всеобщим мордобоем.

Это точно!

++ Мы призваны быть солью земли и малой закваской, и никогда Спаситель не заповедывал нам большего. Мы призваны быть гражданами Неба, и довольно будет с нас гражданской лояльности по отношению к государственной власти. Не наше дело совершать путь во властные структуры. Наш путь лежит к вратам Небесного Иерусалима.

apophates и иже с ним Вас бы непременно анафематствовали яко нежить =)

И яко нерусь.

Согласен, но с некими поправками:

Право(а по сути) Патриарха, а на местном уровне архиереев "печаловаться за народ", т.е. за обидимых, и за соцально-уязвимых людей.

Симфония, правда все историческе примеры говорят о насилии над Церковью самих императоров-симфонистов,... но как государственная идея, в принципе, "царю в уши" неплохо.

Ну и так далее...

ЗЫ. А вообще то я монархист. Но об этом где-нибудь в другом месте.

Очепятка: 3-я строка с верху: "А по сути обязанность"

Последний абзац замечательный.

(Deleted comment)
Это Вы, наверное, насчёт мордобоя. Потому как в нашем горнем призвании я причин для скорби не вижу :)

Тут, наверное, обе крайности вредны. Папоцезаризм - первая известная крайность. (Или цезарепапизм? Никак не могу запомнить, что из них что.) Но и совсем устраняться тоже, наверное, нельзя. Скажем, в смутное время духовенство играло важную общественную роль. И сейчас по опросам Церковь на втором месте по кредиту доверия после Путина. Грех этим не пользоваться. Особенно белому духовенству. А то у нас, постсоветских неофитов, иногда все наоборот получается: монахи в монастырях не сидят, а учат народ "как жить". Миряне же строят "монастырь в мiру" и активно устраняются от своего прямого общественного долга.

Папоцезаризм - усвоение себе духовной властью власти светской, цезарепапизм - наоборот.
Я, заметьте, не говорил о том, что надо совершенно устраняться. Гражданская лояльность власти подразумевает противостояние внешнему врагу, сиречь патриотизм. Но в шкале ценностей христианина верность Небесному Отечеству выше всех прочих обязательств. А уж самим лезть в политику (что и происходит на практике), христианам вряд ли пристало.
Что касается результатов опросов, то я им, простите, не очень склонен доверять. А если бы даже они были истинными, то церковь, похоже, прилагает немало усилий, чтобы этот кредит доверия побыстрее иссяк. Впрочем, это уже о другом. Я ведь больше говорил о той Церкви, что мы исповедуем в Символе веры (именно в этом смысле я называю себя клерикалом), а не о поместной организации.

P.S. Роль духовенства в смутные времена (любые) не так велика, как это зачастую представляют историки. Как сказал один ветеран об американских поставках по лендлизу во время ВОв: "помощь эта была весьма несущественна, но и её нельзя сбрасывать со счетов".

Вчера вот был в гостях. В православной компании. К прискорбию должен заметить, что наши посиделки отличались от интеллигентского переливания из пустого в порожнее на «брежневских кухнях» только большей сосредоточенностью на православной тематике. А так трёп всё же.
Так вот и хозяева нам ставили периодически то духовную музыку*, то видеозаписи с эфира с участием их батюшки**.
В передаче, посвящённой... как бы это правильнее и точнее сказать... внедрению православной культуры в военные структуры, прозвучала такая фраза из уст военного: и вот у нас бывают собрания, посвящённые религиозным вопросам (или даже моления, не важно в даном контексте), на которые является весь командный состав. Он интонацией подчеркнул эту 100%-ную явку. А я подумал: конечно, военные люди, им сказали явиться, они и пришли. Армия, дисциплина. А скольим из них религия близка мы не узнаем никогда...


* когда я хозяйке (в сторонке) сказал, что на меня эта духонвая музыка действует почти исключительно душевно, и я думаю, что это неспроста, она рассказала историю, почти анекдот, как одному старцу, монаху, принесли подобные записи ознакомиться, а когда пришли спросить мнения, он ответил: «Замечательно, но... бутылки не хватает!» :)
** батюшка их погиб не так давно. О. Фёдор Соколов, храма Спаса Преображения , по Волоколамскому шоссе.

Об о. Федоре Соколове есть прекрасная книга - "Дар любви".

А скольим из них религия близка мы не узнаем никогда...

Почему не узнаем? Как и везде, пожалуй - около 5%. Причем именно религия, а не православие.
Про духовную музыку - отдельная песня. Надо будет как-нибудь спеть :)

  • 1