Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об облачении
anchoret
anchoret
К повседневному священническому облачению у меня выработалось отношение, совершенно как к белым халатам врачей. Когда врач на своей территории - в больнице или поликлинике - естественно он носит белый халат. Также и священнослужитель - в храме или монастыре.
Приезжает врач по вызову на служебной машине - опять же в халате (а если пешком или на общественном транспорте, то вынужденно одевает его в передней). Также и священнослужитель. С единственной поправкой, что лучше, всё-таки, одеть подрясник чуть раньше, чем позвонить в дверь. Встречают-то, знаете ли, по одёжке.
С богослужебным облачением, кстати, тоже аналогия получается, как с врачами, которые перед хирургической операцией надевают соответствующие "доспехи".
К чему это я? Зима сейчас, смотрю на замызганные подолы подрясников батюшек, которые в них ходят постоянно, и недоумеваю сочувствую.

  • 1
Да, батюшкам сочувствуете, а женщинам? От которых тоже требуют длинные юбки и летом, и зимой. Сами видите, брюки удобнее.

Ну, во-первых, от женщин ношение юбки требуется только в храме. Как Вы будете ходить по городу - вопрос Вашего личного благочестия.
Во-вторых, сейчас много где эта проблема решается одеванием казенной юбки на входе в храм или монастырь.
В-третьих, юбка не должна быть такой длины, как подрясник (5 см. от пола), и если она разумной длины, (3/4 это называется, или ещё как? - я не силен в этом вопросе), то не вызывает нареканий со стороны ревнителей с одной стороны, и не доставляет больших хлопот в жару или слякоть с другой.
В-четвертых, если исходить из п.1, то в высшей мере странно слышать жалобы женщин на эту норму. Если бы любую из них пригласить на, скажем, новогодний бал, который даёт президент в Кремле, или даже какой-нить недоделок-кутюрье в Метрополе, но условием выдвинуть наличие вечернего платья, то приглашенная мадама в лепешку расшибётся, но платье такое если не купит, то у кого-нибудь одолжит. Землю будет рыть, знаете ли, но добудет вечернее платье, и машину специально наймёт, чтобы в нем доехать туда и обратно. А тут Царь царей и Бог богов призывает к Евхаристической трапезе, а в ответ видит надутые губы. Странно, согласитесь...
Ну и потом, в конце концов, если говорить не об общепринятой норме, а моем личном отношении, то в этом вопросе я вообще крамольник . Я, видите ли какое дело, полагаю, что запрет на брюки для женщин не должен носить безусловного характера. Ведь единственная каноническая причина, которую здесь выдвигает традиция - это идущий ещё со времен Ветхого Завета запрет одеваться женщинам в мужское платье (и наоборот). А между тем - брюки, которые носят женщины, являются женскими брюками, и если бы их надел мужик, то вот он-то уж точно подпал под этот запрет (хотя в храм его, скорее всего, пустили бы - кто бы там стал разглядывать).
Другую причину, выдвигаемую ревнителями, что, дескать, брюки подчеркивают женские прелести, которые кому-то могут помешать молиться, я всерьёз не воспринимаю. Какие бывают юбки, даже длинные - не мне Вам рассказывать.

Мне совершенно достаточно того, что Вы разумный человек ("вообще крамольник" - это, похоже, синоним к разумному человеку во все времена). Поэтому все первые 4 пункта считаем данью неразумной традиции :))) а так я с Вами согласна :)))

У нас (в Польше) батюшки ходят вне церкви просто скромно одетые в гражданскую одежду.

У нас по-разному. В основном, конечно, также, в гражд́анке, но не всегда скромно. А вот коль скоро Вы в Польше обретаетесь, могли бы выяснить для меня этот вопрос?

Нет, во всяком случае мне об этом ничего не известно. Под руками нет книжки, полезной для выяснения этого вопроса, проф. Клингера об истории православия на польских землях. Однако, в ППЦ почитают тех же святых, что и на украинских и белорусских землях (и российских, ессно, но по этническому составу ППЦ это церковь украинско-белорусско-лемковская).

ага.
Я видел, что епитрахиль прямо на пинжак одевают.
Скромно и духовно.:)

подрясник (5 см. от пола)

Три, на самом деле. Это я машинально написал, потому что традиционно меряли спичечным коробком, ну и я что-то одну грань коробка с другой перепутал.

хорошо хоть не пачкой "Беломора". :)

Где-то читал, что среди московского духовенства было принято ходить "в миру" в подрясниках и рясах, тогда как среди питерского - в гражданской одежде.

Это по сути верно отражает разницу между питерским и московским духовенством, но практически неверно. До революции священник по закону был обязан всегда носить облачение. В советское время в рясе особенно не походишь нигде.
Что до разницы между Москвой и Питером, то в советские же годы, когда было всего три семинарии, бытовала поговорка, отражающая отношение к учебному процессу в них: "Москва молится, Питер учится, Одесса работает".

Кстати: большинство тех, кто перешел в унию с началом перестройки, - выпускники Ленинградских духовных школ. :( Вот и доучились.
В советское время ношение рясы, в общественных местах, было запрешено.
Хотя в брежневский период к этому уже не придирались.

Законодательных запрещений не было, это точно. Но инструкции сотрудникам внутренних органов, вероятно, были.
Кстати, речь идёт о выпускниках Ленинградских духовных школ в бытность ректорства нынешнего патриарха. Это я каждый раз вспоминаю, когда слышу из его уст слова о "разгроме трех православных епархий".

А как сейчас с этим? В Питере (глубокое имхо) гораздо реже можно встретить священника в облачении на улице, чем в Москве.

Я в Питере бываю раз в несколько лет, поэтому сравнивать не могу. В Москве же, в отличие от Питера, постоянно находится очень много приезжих священников из провинции для покупок утвари, книг и т.п., которые действительно часто ходят, как правило, в облачении.

Проясните плиз.

Вы рясу что ли включаете в понятие "облачение"? Не первый раз встречаю у Вас... А у нас только богослужебную одежду так называют (то есть во что облачаются), а не повседневную.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account