Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Э.Титер, Религия и ритуал в Др.Египте, ч.3
rehit
anchoret
Глава 2. Жрецы

В некотором смысле о жрецах Древнего Египта нам известно очень многое. У нас есть имена и титулы тысяч жрецов, есть огромное количество биографий и автобиографий, рассказывающих об их обязанностях. И всё же в некоторых случаях нам не совсем ясно, чем отличался один тип жрецов от другого. Нам также мало известно о том, как готовили жрецов, и по-прежнему ведутся споры о таких аспектах жречества, как особые знания, посвящение и мистицизм.

Хозяйственные записи говорят нам, что жречество составляло значительную часть египетского общества. Например, в погребении фараона Нефериркара (V династия) было задействовано от двухсот пятидесяти до трёхсот служителей культа. Даже относительно небольшие храмы, вроде посвящённых Анубису в Фаюме и Тайджее , насчитывали от полусотни до восьми десятков жрецов. К сожалению, у нас нет аналогичных списков для главных храмов, вроде Карнакского , а в них соответствующее число жрецов должно было быть просто гигантским.

При том, что от династического периода сохранилось множество письменных упоминаний о жрецах, равно как и их статуй, мы практически не встречаем их в самих храмах. Напротив, стены храмов покрыты бесконечными сценами, изображающими фараона за проведением религиозных церемоний (Рис.6), поскольку теоретически он был единственным предстоятелем перед богами. Но из текстов ясно следует, что на самом деле в храмовых ритуалах было задействовано множество жрецов, выступавших от имени фараона. Только в греко-римский период мы встречаем изображения жрецов на стенах храмов. И даже в этом случае жрецы, изображённые участниками процессий вдоль лестниц, ведущих на крыши храмов Хатхор в Дендере или Хоруса в Эдфу (Рис.7), остаются безымянными. В династическую эпоху жрецы часто изображались на стенах частных гробниц, где они представлены как те же участники процессий, совершители храмовых или погребальных ритуалов для хозяина гробницы, или как сам погребённый, если при жизни он был жрецом. (Рис.8).

6

Рис.6. Рамсес IV, приносящий в жертву блюдо с пищей и четырёх связанных коров богу Хонсу. Подобные сцены являются одним из самых распространённых храмовых украшений, поскольку они выражают роль фараона как главного связующего звена между людьми и богами. Храм Хонсу. XX династия. Фото: Эмили Титер.

7

Рис.7. Процессия безымянных жрецов, несущих ковчеги со святынями, изображенная на лестничной стене в храме Хатхор в Дендере. Греко-римский период. Фото: Эмили Титер.

8

Рис.8. Сцена из гробницы Хонса, где он изображён жрецом, воскуряющим фимиам и возливающим очистительную воду на священную лодку обожествлённого фараона Тутмоса III. Ковчег со статуей фараона прикрыт развевающимся покровом. Гробница Хонса в Фивах (ТТ 31). XIX династия. Фото: C.F.Nims. Любезно предоставлено Восточным Институтом Чикагского Университета.

Вездесущность жрецов была характерной чертой египетского общества и экономики, так что лишь немногие люди в сохранившихся записях представлены без жреческого титула. В результате не всегда возможно понять, чем жрец отличается от нежреца. В отличие от более позднего Западного мира, в Древнем Египте не было монашеских организаций (хотя Египет и послужил колыбелью христианского монашества в третьем веке н.э.). Древнеегипетские жрецы были полностью интегрированы в общественную жизнь. Они жили в селениях, женились, имели детей. Они даже не были обязаны оставаться жрецами всю свою жизнь. Можно провести аналогию с исламским имамом в небольшой деревушке, который часто отличался от соседей только специальными знаниями и служением в мечети. Правда, в отличие от имама, от египетского жреца никто не ожидал образцового религиозно мотивированного поведения. Один текст эпохи Птолемеев увещевает: «О брат и муж, жрец Птаха, непрестанно пей и ешь, пьянствуй и занимайся любовью, веселись и следуй зову своего сердца».

Предполагалось, что большинство жрецов уделяют служению богам только часть своего времени. Вне храма они всегда могли вернуться к своим профессиям, будь то государственная служба или торговля. Их возможность совмещать занятия чётко задокументирована в перечнях титулов, сохранившихся в биографических текстах. Например, Небнечеру (XXII династия) был жрецом Амуна в Карнаке, смотрителем над жрецами «всех богов», жрецом семом и жрецом Маат, и при этом служил «Начальником всех работ на всех монументах». Онурис-мос (XIX династия) обладал титулами отца бога , начальника пророков Шу, верховного жреца Онуриса так же, как и титулами царского писца и писца отборных войск фараона. В одной семье в Дендере три поколения подряд носили титулы главы города и жреца Хатхор. Мужчины, носившие младшее жреческое звание уаб, «чистый», также работали писцами в местном суде, медниками, ювелирами, садовниками и охранниками. Были и примеры сочетания жреческих должностей с воинским званием. Так Хори (XXII династия) был одновременно главным жрецом Амона-Ра в Карнаке и военным инспектором. Совмещение светской деятельности со священнослужением было давней традицией. Например, Хархуф (VI династия), помимо прочих своих должностей, был надзирающим за иностранцами, хранителем царской печати и жрецом-чтецом.

Как из-за недостатка строгого отношения к поведению жрецов, так и лишь частичной занятости на жреческих должностях, затруднительно как-то выделить жрецов. В большинстве случаев не приходится говорить о каком-то официальном посвящении или особых одеждах, позволявших отличить обычного человека от жреца. Только некоторые высшие жреческие степени предполагали торжественные церемонии при посвящении в них и отличительные одеяния. Когда Небвененеф (XIX династия) принял пост Первого жреца Амона, его назначение было утверждено оракулом, и он получил кольца и скипетр, которые были призваны отличить его от прочих жрецов. Требуемая квалификация, по всей видимости, была основана на личном знании роли и особых обязанностей жреца, а в некоторых случаях и на грамотности. Но самым существенным признаком перехода от нежреца к жрецу было ритуальное очищение, требовавшееся перед входом в храм.
Tags:

  • 1
" В большинстве случаев не приходится говорить о каком-то официальном посвящении или особых одеждах, позволявших отличить обычного человека от жреца"(с)
а как же замечание Геродота: " В других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся."(с)Геродот. История. Книга вторая.Евтерпа?
оттуда же: "Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов. Одеяние жрецы носят только льняное и обувь из [папирусного] лыка. Иной одежды и обуви им носить не дозволено. Дважды днем и дважды ночью они совершают омовение в холодной воде и, одним словом, соблюдают еще множество других обрядов."(с)

Edited at 2013-04-28 01:12 pm (UTC)

Логично предположить, что автор прекрасно знает об этих словах Геродота и всё же не принимает их в расчёт. То ли они не находят подтверждения в других источниках, то ли ничем не отличают жрецов от прочих мужиков - не знаю.

дочитаем книгу до конца - возможно, там найдутся какие-то объяснения.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account