?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
г.... вопрос
churchmouse
anchoret
Мальчик я неумный, просто начитанный любознательный. И ещё ленивый, так что лазить по книжкам проверять свои догадки не стану. А моя относительная начитанность безмерная любознательность показывает, что традиция написания текста на ЦСЯ прописными, т.е. ЗАГЛАВНЫМИ буквами, окончательно оформилась веке в XIX. Обычно она воплощалась при оформлении обложек богослужебных книг, написании заголовков, подзаголовков, etc. При этом титла, вроде, не использовались, то ли эстетики ради, то ли ещё почему. При этом на иконах при прочих равных титла использовались и продолжают использоваться над прописными буквами по сю пору невозбранно. (Впрочем, иконописные надписания, в отличие от печатного текста - просто кладезь свободной орфографии изографа). Современные компьютерные цсл шрифты также имеют в своей палитре все титла, заточенные под прописные буквы.
А вопрос вот в чём. (Собсно, для меня не вопрос, но есть люди, которых обуревают). Если во дни светлаго празднования написать над вратами что-то вроде "ХС ВСКРЕСЕ!" под соответствующими титлами, то тебя обоснованно воспримут фриком, правильно?
Всем спасибо. Сам спросил, сам ответил.
И всё же, есть ли правила или кодифицированная традиция сочетания титла и прописных букв? Особенно в отношении иконописи.

  • 1
При этом титла, вроде, не использовались, то ли эстетики ради, то ли ещё почему - набирать трудно; сперва сачковали, а потом такая практика стала эстетикой

Если написать "ХС ВС" (можно даже без титл), то не сочтут :)
По-моему, в этих надвратных надписях всё идёт от эстетики симметрии.

Там на самом деле даже не врата интересуют, а иконы, киоты и т.п.

основная часть прихожан вообще не будут этим заморачиваться. так что вопрос, фактишески, адресуется к людям, которые "в теме". В книжках бывало по-всякому. И здесь, в принципе, тот же случай: надпись соответствует заголовку/подзаголовку, которые, как Вы и заметили выше, оформляли и прописными, и строчными.
лично мне не нравятся все прописные буквы, бо с капителями всегда в кириллических шрифтах было все плохо. строчные гармоничнее выглядят. но лучший вариант — написать вязью. знатоки оценят, а кому на службе ни одного слова не понятно, будут расшифровывать надпись, а не праздно стоять.)

есть, конечно. они в кириллическом письме именовались "Устав", "Полуустав", "Глаголица", "Унициальное письмо" - у каждого были свой "почерк", свои сокращения, свои размеры букв.

Интересный по-своему ответ, конечно, но не на мой вопрос. )

Вязь по-прежнему используется в православной церкви, например, при похоронах

оч.смеялся, спасибо )
когда автор говорит о написании прописных с титлами, то обращается к иконографии. почему? правильно, потому что не знает, на что бы можно было сослаться ещё. а мы с вами знаем, что это последний пример, к которому стоило бы обращаться, так как там может встретиться всё, что угодно. то есть по сути вопроса там нет ничего, что не было бы сказано мною в самом постинге: в иконографии это есть

Тоже не совсем ответ, но стоит учитывать, что вообще вся кодификация началась с 17 века и та едва-едва. Чуть ли не в каждой рукописи были свои условные сокращения, иногда совсем не похожие на наше время. Ну понятно, хс - почти общее место (и то вопрос, как именно сократить), а вот воскресе - это далеко не очевидно, что надо сократить. Так что я бы сказал, что "Христос воскресе" без титл, это уже современная норма, а твое предположение - миф, типа "патриарсех". А иконы - те же рукописи, кто во что горазд.

ээээ это ты какое моё предположение имеешь в виду?

Опечатался. Я про Хс вскресе! Писал.

  • 1