Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Послесловие к "Подлогу"

Скорее, это поток мыслей без особой внутренней структуры. Здесь есть с чем поспорить или на что фыркнуть.
Во-первых, спасибо всем, кто принял участие в переводе своими советами, подсказками, указаниями на недочёты и т.п. Без вашего посильного участия и нередко вполне профессиональной помощи он был бы хуже. Сейчас одно издательство хочет взять перевод к изданию и, если это произойдёт, то я не чувствую себя вправе единолично брать за него деньги, поскольку труд был, по сути, коллективный. Так что если и будет какое-то материальное вознаграждение, то я найду ему применение на ниве благотворительности (вполне светской).
В связи с возможной публикацией, правда, возникает проблема электронного распространения окончательного текста. Но я рассчитываю, что она будет решена, хотя и не сразу.
Теперь о самой книге. Её автор по сути не сообщает абсолютно ничего нового, всё это давно и широко известно. Спорить здесь с чем-то по существу, в общем-то, бессмысленно. Конечно, когда-то и для меня современная библейская критика была новостью, ведь я не родился свыше во всеоружии знаний. Несовременная-то чё, ей тогда же отлуп и вышел. Вон проф.Лебедев ещё в позапрошлом веке целую книжку написал о нескольких ста страницах, чтоб доказать, что братья Господни - это не родные братья. Сам-то, правда, он вряд ли верил в то, что писал. В общем, с библейской критикой мы были знакомы только по трудам православных апологетов. Результат предсказуем.
Главный посыл "Подлога", как несложно заметить, передаётся известной поговоркой "кто писал - не знаю, а я, стал быть, читаю". Действительно, основные положения ортодоксального вероучения основываются на скрупулёзном осмыслении не только базовых сведений из библейских книг, но и тонких нюансов, скажем, прямой речи Иисуса. Насколько исторично то и другое, думаю, пояснять не требуется.
В связи с этим возникает естественный вопрос: как новое знание (ведь для кого-то оно обязательно явилось новым) повлияло на получивших его? Тут много забавного.
Прежде всего, мне было интересно наблюдать за отфрендами, учинёнными жежистами, явно недовольными содержимым книги. Это как в частушке "На столе стоит арбуз, на арбузе муха. Злится муха на арбуз, что не лезет в брюхо". То есть новые знания настолько не устраивают людей, что они в бессильной злобе предпочитают закрыться от них. Психологически это вполне объяснимая защитная реакция, конечно. Есть уютный мир, в котором всё более или менее уже понятно и устроено. "Свечи, купола, мантии, кресты". А тут на тебе. Ну его.
Потом, есть категория профессионалов, то есть людей, чьей профессией и, соответственно, источником дохода является богословие в той или иной форме (от преподавания или написания книжек до священнослужения). Здесь есть как первые, кто предпочёл загородиться от неудобной информации, так и те, кто сам усвоил её, но не стал носиться с ней, как с писаной торбой. (Мне кажется, кстати, что это вообще характерная линия поведения для в целом более просвещённого западного духовенства). Ну и правильно, чё. Ну хорошо, ну уйдёшь ты из профессии, так на твоё место придёт невежа, который начнёт с пламенным взором учить всякой ахинее. Народ-то всё равно в церкви ходить будет. И пусть уж лучше его там спокойные ребята встречают, без тараканов.
Есть ещё такая категория, которую я бы назвал "тётками" (безотносительно половой принадлежности; кто помнит, похожая история была с "церковными бабками", которые не обязательно женщины и необязательно старые - это просто состояние души такое). Они всем интересуются, но словно бы всё равно ничего не понимают. Такие в меру затюканные бытом, очень симпатичные люди, которые составляют основную массу прихожан и налогоплательщиков знают, что нужно на праздник сходить подать на проскомидию, а постом меньше смотреть сериалы и больше молиться, и это знание даёт им силы дальше справляться с бессмысленностью бытия. Я не думаю, что они неспособны связать в голове одно с другим и всё расставить по полочкам. Мне кажется, что это тоже психологическая защита. Типа, ну да, ну и что. А вот эта икона помогает от смерти студных помыслов. Как-то так.
Ладно, что-то расписался. Надеюсь, никого не обидел, у меня это просто, и всё не нарочно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments