Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Спрашивали - отвечаем
anchoret
anchoret
То есть вы совсем отрицаете необходимость молитвенной и прочей дисциплины для христиан?

Можно было бы ответить одним словом - "да", но лучше прояснить свою позицию. Она основана не столько на досужих размышлениях, сколько на обобщении собственного и чужого опыта и наблюдений.
Во-первых, слово "необходимость" означает именно то, без чего нельзя обойтись. А без "молитвенной и прочей дисциплины" обойтись можно, большинство и обходится вполне благополучно.
Во-вторых, давайте разберемся с понятием "дисциплины для христиан". Есть такое подозрение, что её единственный смысл и назначение - слушаться батюшек и (здесь тянется цепочка из посещения служб, молебнов, заказа треб, приобретения культтоваров, приводящая к одному) нести денежку. Для особо дисциплинированных есть ещё послушания по уборке храма и демонстрации мощи церкви на крестных ходах и "молитвенных стояниях". Я что-то упустил или что-то не так понимаю?
Соответственно, под "молитвенной дисциплиной" видится ни что иное, как ежедневное духовное упражнение, не дающее выпасть из этой вполне материальной обоймы. Заметьте, что те люди, которые просто щедро несут денежку, по сути церковные спонсоры, от этой дисциплины практически освобождаются: они уже достигли порога требуемой святости достаточного просветления, и могут просто неуклюже кланяться и невпопад креститься пред объективами иконами, восседать одесную иерархов на застольях и заседаниях попечительских советов, держать в кабинетах портреты афонских старцев, лично ими подаренные, раздавать стереотипные интервью о важности православной духовности, коллекционировать церковные ордена и грамоты, выслушивать в удобное время ласкающие слух подобострастные беседы иерархов, и ещё тысячи прочих ништяков, которые выглядели бы достойным вознаграждением за молитвенные и прочие церковно-дисциплинарные подвиги, но никогда не выглядят, ибо в природе просто не встречаются. И ни один вменяемый пастырь не станет выносить им мозг "молитвенной и прочей дисциплиной".
Грамотный пастырь грамотно возразит: ибо сказано - ты кто такой, давай до свидания "Антоний, себе внимай", эти люди дают возможность мне съездить в пятизвёздочное паломничество и сменить машину нам молиться в благоукрашенных храмах, каждый служит церкви тем даром, что успел стяжать на залоговых аукционах дал ему Господь, есть киты и есть планктон служащие Господу имением своим, и молитвою своею, и т.д. - грамотный пастырь найдёт много грамотных слов.

Совсем другое дело, когда человека, что называется, "прёт" от своих молитвенных подвигов. Ему доставляет удовольствие чтение псалтири, правил и канонов, он испытывает от этого ЧСВ чувство удовлетворения, воочию зрит свой духовный рост (или бездну грехов, что и является оным ростом), батюшка на исповеди хвалит, опять же (ну т.е. он как бы укоряет за твоё как бы нерадение, и обоим сладко от этого кокетства) и т.д. Здесь возразить нечего, нравится - занимайся. Лишь бы это не наносило ущерб психическому здоровью собственному и окружающих. И конечно, всё то же самое можно сказать о разведении цветов или пении в любительском хоре.

Неполная картина. Оставим в стороне тех церковных спонсоров, которые восседают одесную иерархов на заседаниях всяких советов и особо дисциплинированных. А простому верующему, необременённому чтением канонов и акафистов считаете тоже нет необходимости в ежедневных молитвах?

Я не понял Ваш вопрос в том смысле, что я не увидел в нём ничего, на что не было бы отвечено выше. Возможно, Вам стоит его переформулировать.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
[одобряюще смотрит]

[придвигается и протягивает ведёрко с поп-корном]

в какой Вы однако среде живете:)
я как то предпочитаю дисциплину во всем, а то что вы написали, это все никакого отношения не имеет к самодисциплине, а самодисциплина она не зависит ни от наград ни от батюшек и даже ни от матушек, о самодисциплини Вы ничего не сказали или я не умею читать между строчек :)

я как то предпочитаю дисциплину во всем

ну начните с русского языка - прописных букв, пунктуации и т.п.
а то не очень верится )

В начале постинга не хватает вводной фразы "мой дорогой Гнусик" :)

Т.е. комментатор какбэ уподобляет автора поста автору книшки, где литературный образ отрицательного персонажа был использован для вящей славы Главного Положительного Персонажа. )

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
ну моё мнение ты знаешь :)

в дополнение замечу, что знаю спонсоров (не рядовых, т.е. которые приносят в год миллионы, причём не рублей), отношения которых с духовником строятся совершенно без учета их степени "достаточного просветления"
и эти спонсоры реально уважают именно таких отцов, а на "подобострастных" иерархов смотрят, соответственно, по-другому

(хотя, чтобы быть честным, знаю и такие отношения, про которые ты пишешь)

Антош, а вот я давно уже читаю о.Стефана с интересом, но с четким пониманием того, что мы с ним являемся адептами разных религий...

(Deleted comment)
скажи наркотикам нет

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ему доставляет удовольствие чтение псалтири

если бы тут были акафисты, ничто бы в общем и не дрогнуло,..

а тут дрогнуло, значит.
ну эта материя касается собственно церковности, вкуса и т.п., а по сути разницы нет
просто я отвечал человеку, которого именно псалтирь торкает

Да.
Автор, пишите ещё.

Мне кажется, что вы правы, но на уровне разума такого честно не скажешь. Примеры жгучие, но аргументации по сути вы не привели. Возьмите любую крупную христианскую традицию и докажите, что для достижения религиозных целей, которые в ней официально ставятся перед человеком, молитвенная и прочая дисциплина не нужна. Кто-кто, а вы это сможете сделать, я уверен.

Edited at 2013-02-28 07:42 pm (UTC)

Из большинства неоконченных споров, возникающей на этой площадке, я выхожу не потому, что мне нечего сказать или нечем аргументировать, а потому, что это заняло бы неоправданно много времени. Этот пост родился из ответа на комментарий, хрен бы я стал его с нуля сочинять. А Вы предлагаете потратить ещё кучу времени для обстоятельного трактата на потеху честному люду. )
Да не, sapienti sat, "а то времени на охоту не останется."

Если я правильно понял, то большинство комментаторов пропустили определение понятия "молитвенная дисциплина" данное хозяином блога. А ухватились за "да" и пример со спонсорами. Вот оттуда и разногласия.

То есть за них нужно ещё думать, что они не так подумали?? ))

много думал
и это
отче
может Вы все-таки троллите?
я серьезно спрашиваю

многие так и думают
я редко серьёзно отвечаю )

Анахорет няшен.
эти два поста доставили мне много баттхерта, потому что, читая камменты, я просрал все полимеры на работе радости и удовольствия.
спасибо. ^^

хороших выходных полимерам. )

мне кажется, есть еще одна важная сторона у дисциплины - она позволяет провести некую практическую "границу церкви", дает возможность самому для себя определиться - где я, внутри церкви или нет. и, таким образом, позволяет в этом "внутри" удержаться. вера сама по себе настолько распывчата и неопределенна, что не всегда может быть критерием. утром я вроде бы верю в определенный догмат, а в обед начинаю сомневаться. свободная молитва своими словами также расплывчата - вчера помолился, а сегодня вроде и сказать нечего, зачем тогда себя насиловать. а вот если я каждый день исполняю правило, наступает определенная ясность.

это, конечно, серьёзная проблема: в обед верить в догмат, а за ужином сомневаться ))) не совсем понятно, правда, как молитвенное правило решит эту проблему.
ну т.е. вы считаете проблему самоопределения насущной настолько, что она обязывает ежедневно прочитывать правило? соответственно, если я мужчина, то чтобы не забыть об этом, должен каждый день иметь женщину??
а если так: я буду просто носить мужскую одежду, а вы крестик на шее? )

молитвенная дисциплина необходима! чтоб хоть иногда отрываться от этого вашего интернета и жижу!

а естественные надобности во время чего из перечисленного отправляются?

По-моему, обсуждая необходимость, выпала направленность оной на определенную цель, из-за чего дискуссия получилась в стиле ad hominem, а не по существу вопроса.

В качестве целей необходимости можно обсудить:

1) смирение/послушание/епитимья

2) аутотренинг/медитация/НЛП

3) социальная адаптация/принадлежность к группе/отец Анатолий не так молится (с)

А то 70 комментов с гаком, а эффект - иудеям соблазн, эллинам безумие :)

мы русские, у нас свой путь!

?

Log in

No account? Create an account