Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
"Рецензия" Свят.Синода на фильм Гибсона "Страсти"
anchoret
anchoret

"Не дозволяется также, при устройстве зрелищ, показывать при посредстве так называемой живой фотографии (кинематографа - А-ъ), священныя изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и угодников Божиих. (Опред. Св. Синода 30 марта 1898 г. № 2020).

Вот ещё что интересного:

Св. Синодом воспрещено членам церковных причтов исполнение богослужебных песнопений или чтений для грамофонных фирм (ук. 19 нояб. 1911г. № 30).

А это просто класс:

По требования Св. Синода, циркуляром Министерства Внутренних Дел, от 19 марта 1896 г., воспрещено, в предотвращение кощунства и соблазна, в сценических представлениях совершать молитвенныя и сходныя с церковными обрядами действия (в том числе и употреблять крестное знамение), а равно изображать священные предметы и употреблять духовные одяения.

А вот это к чему, я не понял:

По распоряжению Министра Внутр. Дел, не допускается печатание в типографиях, хромолитографиях и тому подобных заведениях изображений Божией Матери с наименованием "Спорительница хлебов" (Ц.Вед. 1896, № 30)


  • 1
мб вот: http://www.orthodoxia.org/rus/pl/2/1203.aspx
Прибегая к запрету печатания изображений "Божией Матери с наименованием "Спорительница хлебов" (Определение от 17 - 23 июля 1896 г.), хотя протограф образа был написан в 1889г. по заказу преп. Амвросия Оптинского, Синод якобы боролся против «нового итальянского письма» икон, к коим причислялась по причине самомышления и "Спорительница хлебов".

Мне где-то ещё попадалось, что Синод усмотрел в этой иконе аллюзию на Деметру - богиню плодородия.

"Мне почему-то припомнился тут Оптинский старец Амвросий с его иконой, т. е. написанной, хотя и недостаточно чутко, художником, проникнутым натуралистическими навыками кисти, иконою "Спорительницы хлебов". Из келейки провинциального монастыря Калужской губернии, от простого, убогого старика дается необыкновенный толчок, в полном противоречии со всем строем современной церковной интеллигентности, в противоречии с Синодом, написать Благую Богиню: ведь что же есть эта Спорительница хлебов, как не видение Богоматери в образе, в канонической форме Матери Хлебов — Деметры? Сквозь не подчинившиеся духовному импульсу живописные приемы 80-х годов ощущением, однако, прозреваешь именно это, таинственное видение, церковное "да" древнему образу благостной Деметры, в котором собрали Эллины часть своих предчувствий о Матери Божией."
Павел Флоренский ИКОНОСТАС

Да, точно. Ну надо же, о.Павла с Синодом попутать...

Замечательная подборка, спасибо.

Насчет кино: тогда кино было совсем другое, без смеха его (по крайней мере, в наше время) и вправду трудно смотреть.
Насчет звукозаписи: я бы придал этому тексту широкую огласку.
Насчет иконы: просто Синод боролся (и правильно, ИМХО) против создания новых сюжетов в иконописании. Меня, например, смущает эта икона - Божия Матерь изображена без Сына; ИМХО, это не очень-то догматично.
А сейчас придумали новую икону похожего типа - "Воскрешающая Русь" (там Б. М. парит не над хлебами, а над новостройками; одета в легкое полупрозрачное платье; лицо - как у модели); это, по-моему, просто кощунственный кошмар, навеянный нездоровому религиозному сознанию современной поп-культурой.
А об источнике иконографии "Спорительницы" наверняка писали специалисты.

У меня насчёт "Спорительницы" недоумение вызвала сама формулировка. Согласно ей, печатать-то изображение нельзя, а изображать кистями и красками что что - можно?
Со звукозаписью всё не однозначно. Благодаря ей сохранен голос (вернее, жалкое его подобие, из-за несовершенства тогдашних средств звукозаписи) архидиакона Константина Розова. А сам запрет, насколько я знаю, появился после того, как в каком-то парижском кафе стали крутить пластинку с первой записью хора Киево-Печерской Лавры, и кто-то об этом написал в Синод рапорт.

Re: Замечательная подборка, спасибо.

Оранта в Софийском соборе Киева - тоже без Сына, да и мало ли где Богоролица изображена без Богомладенца?

Это (решение Синода) - типичный пример "официального" запрета или разрешения вводить что-то "новое", который господствовал в синодальную эпоху

Спасибо.

Наверное, под определение попадают и документальные фильмы, в которых показывают внутреннее убранство храмов?

Да вообще эта тема очень сложная, на мой взгляд. Мы снимаем фильмы, придаем им какой-то миссионерский смысл, а получается смотрильня для своих же (внешним это неинтересно, как правило) и для потери времени.
Я вот по себе скажу: через мои руки проходят десятки "православных" видеокассет, но у меня практически не возникает желания что-то из них смотреть. Так, изредко черно-белую церковную хронику, благо её не так много.

Тоже как-то смотрел несколько фильмов, аналогичное ощущение. Не смотрят, имхо, исключительно из-за недостаточной профессиональности режиссеров и операторов. Фильмы больше похожи на Home Video (потому, наверное, для своих и интересны).

«в том числе и употреблять крестное знамение»

Это очень круто: опера «Иван Сусанин» не соответствует категорически. Там всё действие народ крестится непрерывно. А жаль :(

Re: «в том числе и употреблять крестное знамение»

Они там крестятся двумя перстами, а это не считается :))

Как не считается?

Не так давно я читал какой-то документ, в контексте проблемы объединения старостильников с Русской Православной Церковью, что в храме применимо как двуперстное, так и трёхперстное крещение... Выходит, что считается...

Да шучу я так...

>Св. Синодом воспрещено членам церковных причтов исполнение богослужебных песнопений или чтений для грамофонных фирм (ук. 19 нояб. 1911г. № 30).

Благодатью не наполнялся от таковых.

При воспроизведении вне храма очень сильно искушают этими песнями. Буквально поток в ухо. Отвращают от них, неприятные впечатления оставляют.

В храмах - там покров и оберегание ангелов, да и иконы от беззакония хранят.

Извините... Angeliccare

  • 1
?

Log in

No account? Create an account