Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о высокоумии
cage
anchoret
А вот есть ещё такая аскетическая антитеза "смиренномудрие - высокоумие". Как очевидно, первое - хорошо, ибо возводит ум к созерцанию божественной славы, второе - плохо, ибо низводит грешника в пучину преисподней, "идеже червь их". Упражнение в смиренномудрии заключается в том, чтобы научиться отключать мозги сразу, как только мысль попытается выйти за пределы отведенных ей четырех, скажем, условных квадратов. Вот бегает мышь по своей клетке - она смиренномудрая. Клетка маленькая, но фигня - пожрать дадут, подстилку поменяют. У другой мыши клетка побольше, и она тоже зело смиренномудрая. А вот если первая мышь захочет побегать по периметру второй клетки, то она прослывёт высокоумной, и все станут ея гнушаться. А если и вовсе сбежит подальше от клеток - поглотят ея пучины адовы, которые потом будут долго умываться, мурлыкать и дрыхнуть на спинке дивана. Зато если вторая мышь попросится на место первой, то за своё сугубое смиренномудрие она сподобится славы как в сей привременной юдоли скорби, так и в вечных небесных зернохранилищах. Хотя, скорее всего, она просто всё равно скоро сдохнет состарилась и ея натоптанныя лапки утомились от суеты мира сего.
Так что подвизайтесь, братие, обаче не без меры.

  • 1
Я бы, уважаемый, это скорее назвал "смиренномудием" , т.е . смирение не с мудростью, а с мудаковостью и страхом))))) Смиренномудие далеко отстоит и от и смиренномудрия , и от высокоумия, это абсолютнейший самофейк!
Про опыт святых, которые только и делали, что клетки разгибали, не буду)))

"Слыш, уважаемый!", "Уважяемый, ээ". В русском языке это и подобные ему обращения, вроде "любезный" не употребляются без существительных. Это я Вас просветил, не благодарите.
Теперь Вы меня просветите, что это за "мудаковость" (тоже новое для меня слово) и какое отношение она имеет к теме? Я тут просто на досуге патерик полистывал, им и навеяно. Так вот там все мудаки, если Вам верить. Потому что модель поведения совпадает с описываемой мною, а определение этой модели Вы даёте своё.

Милостивый государь , я не имел желания или намерения досадить вам своим обращением. Впредь обязуюсь не называть вас "уважаемым", раз это так претит вам. Ваш текст показался мне исполненным до определённой степени иронией , так же в подходе я увидел нечто , напомнившее мне манеру известного писателя Кафки( мыши, сочетания клеток) . Посему я посчитал уместным употребить приём словообразования , по методе небезызвестных писателей обэриутов , мною весьма чтимых. Возможно, это было неуместным в вашем журнале, так что прошу меня простить.
Что касается патериков, то я их конечно же читал и лет 20 назад даже увлекался ими. Позволю себе не согласится с вашей оценкой моего понимания патериковой литературы. Я предполагал, что вы иронизируете по поводу такого вот прочтения, интерпретации , но не думал, что вы серьёзно так видите всё наследие пустынножителей. На сем, ещё раз нижайше прошу меня извинить.

Этим комментарием какбэ даётся понять, что мне лучше сидеть в своей песочнице со своими патериками и не докучать своими наивными претензиями благородным донам, познавшим кафку (писателя, важное уточнение) и весьма, весьма почтившим обэриутов. )
Всё равно осталось послевкусие возникшего недопонимания, но это фигня, люди вон без рук без ног живут.

Если бы вы мне , отнюдь не благородному, и совсем уж не дону, "докучали", то я просто не стал бы ваш текст комментировать. Так что уж и не знаю как бороться с этим "послевкусием", как искупить, или, вернее, услАстить? Предложите... )))

Единственный разумный вариант - забить ))

зззззабиваю!)))

Любопытно.
Если воспринимать выбор религиозного человека, как осознанный отказ от свободы, предоставленной Творцом. (Для чего и свобода-то, как не для распоряжения ею, например, отказ от неё!)
То выходит, что отказ от самостоятельного рассуждения продолжает эту мужественную аскезу.
Но тогда непонятно, почему иные отцы (вполне святые, мне кажется) определяли рассуждение — как один из высших даров Бога.
Собственно, сам рассудок, ну явно не дьявольское нападение, а Божий дар.
А если мышь подгрызает свою клетку, чтобы сбежать на волю, но... с молитвой.

В том и величие смиренномудрия, что оно научает реализовывать Божий дар рассуждения в строго отведенных человеческих границах. )
Смиренномудрый - идеальный монах, супруг, подданный, налогоплательщик и т.д.

То есть - идеальный подчиненный...

(грозит пальцем)

Вам, зрячим монахам виднее... Меня же учили понимать эту дилемму в виде:
- Чево делать можешь?
- Могу копать.
- А еще чево?
- А могу и не копать.

метафорично )

Бегать по клетке и не стремиться расширить ее пределы - ИМХО аскеза сомнительная. Ταπεινοφροσυνης - не ограниченность, а "снижение" ума. По-русски это называется "смотреть под ноги". Иначе говоря, не фантазировать.

То есть Вы считаете, что рыбка это щука, щука это зубы, зубы это собака, а собака это сука? Зачем эта игра в слова? Хорошо понятно, что речь идёт не о фантазировании, а именно об ограничении мыслительного процесса определенными рамками, и в аскетической литературе тому есть масса буквальных подтверждений.

Я считаю, что как раз эта аскетическая литература и есть "рыбка это щука, щука..." и т.д. А изначальный смысл этого понятия - тот, что я описал. ИМХО, разумеется.

Edited at 2012-08-10 10:12 am (UTC)

Ну и вот. А проблема в том, что термин пошёл в жизнь с тем смыслом, о котором здесь речь.

Писано изящно. Стилистические завитки - просто замечательны. "Удовольствие! Чеширский кот!"

  • 1
?

Log in

No account? Create an account