Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о консерватизме церковной мысли
church business
anchoret
Френд под замком приводит постановление Синода РПЦЗ 1931 года (14МВ), в котором осуждаются радиотрансляции богослужений (тогда ещё радио-), как извращение и кощунство, и отмечает произошедшее с тех пор изменение взглядов. Я напомнил ему о ещё дореволюционном запрете Синода на проигрывание в общественных местах популярных одно время грампластинок с записями братского хора Киево-Печерской лавры. Основание запрета виделось в том, что высокие словеса богослужебных текстов неуместны в трактирах, да не будет поругаема святыня. Это, конечно, к вопросу известного анекдота о допустимости курения во время молитвы (батюшка, можно мне курить во время молитвы? - нет, это кощунство. а можно молиться, когда я курю? - молиться можно и нужно всегда), но если серьёзно, то затронут более серьёзный вопрос консервативности церковного мышления. Наверное, можно распространить его и шире, но мне это неинтересно.
История показывает, что консервативная мысль церкви движется скачкообразно. В обществе так: "никогда, изредка, иногда, нередко, часто, постоянно, ... пфф старьё - уже никогда", где на месте многоточия та же лестница, только наоборот. Симметричная реакция церкви выглядит так: "нельзя, нельзя, нельзя, нельзя, нельзя, можно", где последнее "можно" является констатацией изменения, давно произошедшего явочным порядком. Практически это означает две вещи. Во-первых, нельзя ждать от церкви каких-то прогрессивных действий - вся её сила в ретроградности и охранении устоев (по большей части мнимых, потому что подлинные устои, на которых зиждется мир, не являются прерогативой только церкви). Лишь для того, чтобы не потерять своих позиций в обществе, церковь периодически, с крайней неохотой и всегда вынужденно, допускает какие-то прогрессивные изменения, будь то язык богослужения, электричество в храме или женщина на клиросе. Нередко это бывает шоком, после которого церковный организм вынужден замирать и снова набирать вес, приходя в норму.
Во-вторых, если считаешь, что для блага той же церкви необходимо сделать что-то новое, не нужно оглядываться на церковные правила и рогатки - просто делай. Конечно, обязательно получишь оплеуху сверху и массу щипков сбоку и снизу. Возможно, даже вылетишь из этой самой церкви. И благодарности от потомков не дождёшься тоже - для них твоё новаторство в лучшем случае будет само-собой разумеющейся вещью. Но если считаешь, что нужно - рассчитай свои силы и делай.

  • 1
Подозреваю (хотя не проверял, так что говорю вполне голословно), что постановления, разрешающего радиотрансляции, никогда не было выпущено. Но тут церковь, как мне кажется, только несколько ярче отражает вообще-то универсальный принцип - что-то, чего раньше не делали, при первом столкновении лучше сразу - как бы рефлекторно - отвергнуть, а дальше, если оно хорошо и полезно, оно всё равно войдёт в практику, причём этого как раз не придётся вводить специальным актом.

Так оно и есть и было. За редким исключением, формально никто не отменял мертвых правил и канонов. Это и сбивает с толку всяких дураков, которые ревностно ссылаются на замшелые уставы и каноны тысячелетней давности.

Edited at 2012-08-08 10:31 am (UTC)

Владыко, а электрическое освещение в храме благословляется?

Чеита лень листать, где там "МОЖНО"?

я тоже не видел

Нучо, годный батюшка, хорошо окормляет!

Какой замечательный ресурс! В избранное, срочно!
Спасибо! *__*

Ха-ха, грешновато! супер:)

В конце XIX века этот вопрос серьёзно дебатировался, но кажется, не выше уровня церковной печати, до синодских мудрецов не доходило. Старообрядцы до недавних пор либо полностью игнорировали электричество в своих храмах, либо допускали его чисто внебогослужебное использование - включали как освещение для уборки и т.п. Как сейчас, не знаю, давно не интересовался, ибо давно неинтересно.

Да, трезвый взгляд на вещи 8) И если мыслить дальше, то ИМХО дух творчества ушел из церкви как организации после Вселенских соборов (и во многом благодаря им). После них (искл.паламизм) оставалось охранительство, которое так ничего и не смогло охранить.

Скорее может показаться, что дух творчества ушел сразу после падения церкви на грудь государства, т.е. ещё в начале эпохи Вс.соборов. Но я не знаю, поскольку вообще затруднился бы с определением, что это за дух и в чем выражается его присутствие или отсутствие. Я просто фиксирую положение вещей.

да, все настоящее происходит "явочным порядком",
всякие правила-регуляции - потом, уже постфактум.

напоминает короля из «Маленького принца»:
«- А как же заход солнца? - напомнил Маленький принц: раз о
чем-нибудь спросив, он уже не отступался, пока не получал ответа.
- Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но
сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость
правителя.
- А когда условия будут благоприятные? - осведомился Маленький
принц.
- Гм, гм, - ответил король, листая толстый календарь. - Это
будет... Гм, гм... Сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера.
И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.»

Как-то всё печально. Но и правильно. Спасибо.

в реальности всё ещё хуже, чем на самом деле

Edited at 2012-08-08 04:55 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account