?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
cage
anchoret
"Простите. Просто у меня жена верующая, поневоле становишься атеистом." © Дирижер

  • 1
Упрек всем верующим женам. Это не комедия, это трагедия воцерковления России, сколько семей распалось оттого, что многие стали верующими, а любить по-христиански еще не научились.

я не знаю, чем христианская любовь отличается от просто любви. даже не надо, наверное, так высоко планку ставить: просто нет элементарной этики в (семейных) отношениях. любви научиться нельзя, а этике - вполне

В последнее время ничего лучшего не читала:
О. Понтий Рупышев (Литва, 1877-1939)
ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА ЕСТЬ

Свет электричества светит, н не греет и не живит, оно убивает, а если и действует и оживляет, то только механически, но не по существу. Свет солнца светит, и живит, и греет. Так и плотская любовь: ее свет мертвый, она механически, от страстного волнения крови, приводит ее (плоть) в движение, но это не жизнь ее, а смерть, разрушение, а духовная любовь живит. Поэтому в отношениях между людьми, если преобладает духовная любовь, то люди живут, а при плотской умирают духом.

При телесно-духовном соединении мужа с женой в таинстве брака рождаются живые о Господе души с таким состоянием и направлением духа, в каком были соединявшиеся. В сохранении в детях семени духовного и заключается сила таинства брака. То соединения только телесно-душевного рождаются плоские дети, а в людях плоти нет места святому духу. При душевно-духовном соединении любящих взаимно лиц разного пола рождаются добродетели или состояния душевно-духовные. Такое явление может иметь место, когда в душе таких лиц есть неполнота в чем-либо, которая и восполняется ими друг от друга. Так было и со многими святыми. Женщина рождает и связана бывает жизнью с рожденным. Таким образом, приобретаемое женою становится в равной мере принадлежностью мужа.
1926

Не может раб любить свои цепи. Всякая же страсть, злоба, безумие есть цепи для подврженных им. Свободу же дают чистота, любовь, разум. Так и в брачной жизни. Нужно супругам держаться их (чистоты, любви, разума). И между ними будет мир и согласие. Отступление же от них ввергнет во взаимные раздоры и пререкания, ибо они (супруги) будут стараться освободиться от цепей, которые сами же надели на себя чрез потворство своим страстям, злобе, неразумию.
1927

Душевая страстность (часто при отсутствии телесной) есть причина женоненавистничества в мужчинах и мужененавистничества в женщинах. Здесь душа борется не по существу, не против страсти, а против ни в чем не повинных лиц, ее возбуждающих или могущих возбудить. Тогда как тут одно средство: для возвышенных духом лиц – жизнь в Господе, без саможаления, для рядовых – именно брак, с терпением в нем всех скорбей и болезней душевных и телесных, очищающих от этой страстности.

В таинстве брака дается благодать возвышенности духа и непорабощенности его страстям, что вне брака достигается верующими непрестанным трезвением духа и молитвою, что гораздо труднее, ибо в браке христианском сие дается даром, лишь бы супруги не нарушали благодати его. Но последнее настолько трудно, что на деле пребывание отдельного верующего в трезвении духа и молитве оказывается менее трудным, чем сохранение благодати таинства брака. Отсюда видно. Что при соблюдении последнего условия брак не может служить препятствием к достижению состояния высшего духовно-нравственного совершенства.
При соединении мужа с женою он делается одно по естеству с нею и несет на себе ее греховные немощи, но должен не поддаваться своим.
1927

Любовь может быть или естественная или духовная. В первом случае лица разного пола любят взаимно свои тела и сходятся для взаимного оплодотворения. Во втором они стремятся стать выше страстей и. По возможности. Естества, делая ему иногда незначительные уступки в виде чистой или невинной ласки как выражение любви и

подобное. Когда же люди разного пола забавляются или тешат себя своими телами или душами, например, похотливыми взглядами, движениями и подобное, легкомысленными игривыми словами или разговорами или подобное, то это они тешатся страстью, которою болеют. Поэтому нужно или жить здоровой естественной жизнью, или твердо и непрестанно стремиться к духовному совершенству, а не тешиться неопределенным взаимным расположением и стремлением друг к другу, лицам другого пола, чтобы не развить в себе болезненного страстного состояния, особенно мучительного при болезнях или истощении тела, например, в старости, когда состояние его не отвечает душевному состоянию или стремлению и желания остаются неудовлетворенным.
1927

Чистота или святость есть благоухание любви ее воздух; без нее она (любовь) мертва.

Для женской души единственно достойный жених – духовный – Христос. Земной же человек всегда плотской. Для мужской души единственно достойная невеста – Святая церковь, верующие – врученные ему Богом для руководства ко спасению. А это есть пастырство. Земная же жена всегда плотская.
1928

В таинстве брака дух должен быть свободен, господствен, не связан естеством. Плоть или греховность стремится связать его собою, снизить, извратить, направить его к себе, а не к Богу. Естество же безразлично. Все дело в том, какое содержание его наполняет, какой дух им движет, его одушевляет. Это относится и вообще всегда к взаимодействиям духа, души и плоти, естества. Душа же может быть или духовна или плотяна. Благодать брака и сохраняет дух в супругах правый.
1928

Духовная область – наша родная мать: мы Святым Духом рождаемся в духовную жизнь. Земно-душевная область есть наша мачеха. Поэтому свойствам души и проявлениям душевной жизни, как порождениям мачехи, мы не должны придавать такого значения, как добродетелям, порождениям духа. Но относиться к ним господственно, а где нужно, и пренебрежительно, давая преимущество последним. Таковы должны быть и наши отношения к людям. Отсюда с людьми душевными, не имеющими Духа Божия, не должно иметь общения, а к людям, рожденным духом, но еще младенцам по нему, относиться снисходительно: И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому
ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов",
то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых
вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою
награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -- каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон;

в каждой фразе (из тех, что я смог понять) чувствуется, как человек оправдывает свои комплексы и жизненные неудачи. имеет право, но делать из этого икону наивно

впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм
Божий свят; а этот храм - вы. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлон, или Кифар, или мир, или жизнь, или
смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий. (1кор. 3, 1-23).

Когда муж соединяется с женою, то этим обновляется и оживляется ее плотская немощь. Посему дух мужа связан, бывает ею, доколе жена не очистится от этой немощи: впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль (1Кор. 7, 28). Когда же бес ввергает мужа в блудные мечтательные с ним падения, хотя бы даже с излитием семени, то муж бывает связан духом ничем, ибо у верующего ничего общего нет с бесом, который, пользуясь неистребленной греховностью человека, пытается лишить его благочестия и вечного спасения. Посему мужу нужно лишь воспрянуть духом и, принеся Господу горячее покаяние, получить от Него силу и свободу духа к дальнейшему подвигу ко благочестию. Другими словами, с бесом он сейчас же и порывает, неся лишь очистительные последствия искушения (но они же и суть подвиг), не связывая, таким образом, свободу своего духа, а с женою порвать нельзя, но приходится нести ее душевность и плотяность, будучи духом связанным ими, доколе через искушения и скорби она очистится естеством, с чем связана лишь относительная свобода духа.
1929


Когда женщина хочет, чтобы какой-либо мужчина принадлежал ей, то в основе такого желания может быть или любовь или страсть. Если преобладает первая, то в христианском браке Господь приведет их взаимные отношения к очищению от страстей и оздоровлению души. Если же преобладает вторая, то это указывает на грубо – эгоистическое плотское состояние, которое приведет к совершенному оскотинению человека, и здесь христианский брак есть простое лицемерие, быть может, не сознаваемое супругами, ослепшими духом в оплотянении души. Отсюда в современном браке и средства и способы к избежанию рождения детей, и прочие гнусности, невидимые людьми.
1930

Сам, будучи непричастен брачному состоянию и сохранив свою Матерь Девственницею, Господь Сам показал, что безбрачное состояние для добродетели есть наивысшее. Посетив же брак в Кане Галилейской и благословив его сим Своим посещением и совершением первого чуда, Господь сим показал, что брак не есть препятствие к добродетели и есть обычное состояние для обычного добродетельного человека. Отсюда очевидно, что честное вдовство есть среднее между ними, как, с одной стороны, лишенное брачной добродетели, так, с другой, не имеющее и наивысшей.

Если верный, искушаемый во сне от диавола, подвергается мечтательному падению с излитием семени, то его душа подвергается воздействию его (диавольского) духа, а тело им насильно ввергается в грех чрез неочищенные еще страсти. Для освобождения от сего состояния нужно только чрез усиленную молитву, освободив себя от воздействия дьявольского духа, войти в общение со святым Духом, подвергнув, таким образом, себя воздействию уже Его. Для сего установлены и очистительные молитвы. Когда же верный падает с лицом другого пола, то связывается и его естественным состоянием, и

Если жених не знал женщины до свадьбы, то, став мужем, он поднимает сою жену из падения, если она идет тому навстречу. В противном случае, будучи уже расслаблен духом, он отягощает этим ее, как немощный сосуд, расслабляет и ее дух. Также невеста в первом случае став женою, сообщает своему мужу целомудрие и стыдливость; в противном случае снижает его духовный уровень

Обыкновенная любовь эгоистична, ибо женщина живет не для любимого человека и детей от взаимной связи с ним, а любимым человеком и детьми от него. Такая любовь имеет в себе много животного элемента.

Женщина должна различать мужчину по духу, а не по внешности и душевным качествам. Ошибка же ее в том заключается, что она вся в любви своей к мужчине отдается его личности душевно-телесной, без отношения ее к духу, почему потом и запутывается в страстях и изнемогает в скорбях. Причина же тому – грех и плотяность ее.
1933.

Любовь хочет всю себя отдать. Но и все получить. Отсюда брак, как слияние в одно существо по духу, душе и телу. Небесная любовь сообразует себе душу и тело, а душевная влечет к земле и телесному соединению. Первая вечна, вторая временна и рано или поздно для нее человеку придется умереть.

Прежде (с IV по Р.Х.) подвижники удалялись от женщин, а теперь (о. Иоанн Кронштадский, о. Амвросий Оптинский, о. Варнава) ведут их ко Христу. Принимают на себя из немощи и борются в них с их страстями, и те держатся их духа (Христова). Такова стала сила Его в мужчине.


Девство чуждо земли и животной жизни. Оно украшает первую и познается по ней и проницает вторую, творя ее одухотворенной. Вдовство выше их, господствуя свободой духа над ними, обуздывая их, стремясь к свободе девства в них, но будучи бессильно распространиться в них из-за опасения порабощения ими. Брак есть земная и животная естественная жизнь, находящаяся, однако, в послушании духу и направляющая по нему.

Муж, мужчина, получил полноту жизни, даже самую жизнь от Божественного в него вдыхания. Поэтому дух его и есть господин всего видимого, тварного, питается от благодати Божией и Им живит свою душу и тело. Жена же, женщина, сотворена не непосредственно Богом, и жизнь дана ей не от Божественного вдыхания в нее жизни, но через Адама, от которого Бог дал ребро. Очевидно, от его существа она божественным творческим действием получила и дух, и душу, и тело, почему и оказалась столь близкой ему. Поэтому она живет полнотой естественной жизни во всех ее отношениях, не возвышаясь духом над естеством и не господствуя над ним, но возвышая естество до состояния духа, так, чтобы оно все более и более сообразовалось с ним. Отсюда разница между мужем и женою. Муж снисходит к естеству, господствуя над ним и повелевая ему. Женщина живет естеством, возвышая его до состояния высшей для него духовности. Отсюда влечение мужа к жене. Как более немощному существу, с ним хотя и однородному, нуждающемуся в его сильной любви. Отсюда и влечение жены к мужу, как живому посреднику продолжения полноты ее естественной жизни по духу.
Так как Бог Отец сотворил мир Своим Сыном, то Божественное вдыхание жизни в человека и творение жены ему есть преимущественное действие Сына, отсюда сам человек есть преимущественное проявление или выявление Его, и искупление его совершено Им же. Отсюда и в духовной жизни все начинается с помысла, ибо Сын Божий

есть Божия мудрость. Высшее выражение возможного господства над естеством в муже явлено в лице Иисуса Христа Богочеловека, в Котором естество мужа и Бога соединилось в одну личность, хотя и не слилось. Высшее выражение возможной полноты естественной жизни по духу, возвышенной до совершенства, явлено в лице Божией Матери – Девы Марии, которая по особенному наитию Святого Духа, в Ней почившего, зачала и родила столь исключительную личность и единственную, как Иисус Христос. Отсюда и для мужа и для жены вся суть их состояния и жизни – в жизни в Боге и пребывании в нем.
1935. Келья

У женщины в состоянии беременности дух срастворяется с естеством ее души и тела. Вот почему важно, чтобы он господствовал над ним, а естество ее было чисто и целомудренно, ибо тогда таков и будет плод.
1935. Усадьба Меречь-Гай. Моя келья.

Если имеешь дар вышнего служения Богу, то не бойся отвергнуть требование женского естества по душе и телу. Ибо если она жена, Христова Духа, то, хотя и будут искушения, то чрез них она очистится от временного, тленного в них, а чрез тебя укрепится духом и пойдет ко Христу и за Ним. Если же она не Его духа, то при претерпении тобою от нее искушений она, в конце концов, оставит тебя, и ты будешь прав пред высшей правдой и останешься свободен во Христе.
1935

Если у мужа и жены в браке лица не только не приобретают печати грубых страстей, а даже красивеют, отображая полноту душевно-телесной мирной жизни, то, значит, брак их правилен по духу. Если же наоборот, они приобретают печать грубых страстей, то дурнеют. Указывая этим на то, что брак их не по духу, но просто союз по плоти, но в жизни большею частью встречаются смешанные разновидности этих положений, что указывает на отсутствие в человеке цельности и здорового нравственного чутья.

Женщина живет чрез естество, но не выше его; оно в ней может возвыситься до непостижимой высоты духовного состояния. Как в Божьей Матери и святых женах, но и в таком состоянии она живет чрез него. Поэтому она стремится всегда к тому, что господствует над ним, то есть мужу, который создан творцом быть господином ее, а муж может остаться таковым только во Христе или Боге. Поэтому и возвышенная духом женщина, отказываясь от мужа, стремится к Богу, Верховному господину над всем.
1936

Бог сотворил ему (человеку) помощника по нему, то есть подобного ему или сообразно с ним, и, конечно, не для помощи в телесном труде, ибо он был ничтожен, легок и приятен, а для помощи в душевном развитии и возрастании духа.
1037. Келья

Закон размножения есть закон любви. Ибо Бог восхотел быть явленной и размноженной твари для наслаждения бытием. В нем же и источник блаженства, которого никакая тварь дать не может, а только пожелает его другой, к чему и побуждается чрез зачатие и рождение подобных себе. Так как человек извратил этот закон. Обратив любовь в похоть, то Бог восстановил и освятил его таким образом: в женщине Он возвел ее в такое состояние на непостижимую высоту. Превыше престолов, Херувимов и Серафимов. Сам пройдя в мир странным путем, чрез девические ложесна, для обитания среди людей и с ними, в мужчине Он пригвоздил грех и позор его ко кресту, тем обесчестив их, умертвил грех на нем, возводя дух его превыше даже духовного ангельского естества.

1937. Келья

Любовь женщины распространяется в естестве чрез рождение ею чад по духу Божию. По изгнании прародителей из рая, вследствие порабощения духа естеству, иной любви женщина не знала. Так было с нею до пришествия Иисуса Христа. По ниспослании Им Святого Духа верным, дух их получил силу быть выше естества и девство стало предпочтительнее и привлекательнее материнства, ибо по мере умирания естеством и для него в женщине чрез подвиг воскресает все существо ее духом во Иисусе Христе, что исполняет его (существо ее) высшею небесною радостью. Особо от всех женщин стоит Божья Матерь. Она распространилась любовью в естестве чрез материнство, но в Боге и для него, но им же (естеством) и умерла при кресте и смерти на нем Иисуса Христа, оставшись, однако, жива духом, а нем и по естеству. Так в Ней жизнь духа победила смерть душевную. В Иисусе Христе Божья Матерь распространилась по естеству любовию на весь род человеческий, ибо Иисус Христос усвоил его себе чрез воплощение и искупление от греха и власти Диавола. А по девству и величию духа она выше всех дев несравненно. Поэтому она бесконечно выше не только всех женщин, но и ангелов. Даже самых высоких.
1937. Моя келья

Соединение животных или людей только по плоти есть грубое выражение любви; опыление растений есть такое же тонкое, но вещественное; объединение людей духом любви Божией есть наиболее действенное соединение душ человеческих. Хотя и невыразимо деликатное, как в случае первых, так и в последнем это соединение должно принести свой плод. Но духовный.
1937. Мереч-Михновский

Если в законе Моисеевом и канонических правилах Святой Церкви Новозаветной есть наказание за неправильные или извращенные отношения мужа или мужчине к жене или женщине, то это потому, что при них впереди идет грубая чувственность, которой и связывается и порабощается все доброе. При правильных же половых отношениях мужчины и женщины жизнь стоит выше страсти и побеждает ее. Нужно лишь позаботиться, чтобы эта самая жизнь была здоровая, по духу, угодна Богу. В таинстве брака дается для того особая сила и свобода духу мужа и чистота и святыня естеству жены.
1924

Брак – свобода естественной чистой жизни при младенчестве духовной; вдовство – обуздание естества с возрастанием духа; девство – свобода естества со свободой духа при господстве его над естеством. Первая – зависимость духа от естества, второе – борение между духом и естеством, третье – господство, даже свобода духа над естеством.
1937

Бог, во Святей Троице поклоняемый, будучи Сам в Себе бесконечно блажен, восхотел и другие твари – существа - приобщить к блаженству бытия в святой премудрости любви, а они стремятся ту же радость такого бытия распространить и на другие подобные себе твари. Отсюда основой и сутью благословения Божия им – «растите и множитесь» - является любовь, которая и есть суть жизни. Для животного мира это благословение тем и ограничивается, то есть размножением подобных себе. Для человека же земное есть посредство для познания и перехода к высшему, а суть жизни для него – в Боге. Поэтому, если пищу, питье и совокупление полов обращает в суть жизни, находя в них для себя счастье, то это и есть измена его Богу, высшему для него началу жизни, и снижение себя до посредства его познания земного, или блуд, соединяющийся всегда с извращением духа и естества. В совокуплении же полов особенно проявляется творческое начало жизни – любовь, и обращение его в животное наслаждение есть прямое попрание этого начала – осквернения жизни любви.
1938. Келья.

алё! остановитесь, я не буду это читать!!

Простите, не удержалась, это наше исследование, любимое детище

Почитайте-почитайте =))))))
"Когда же люди разного(!) пола забавляются или тешат себя своими телами или душами (?!?!!!! О_о)..."
и тд и тп.

да, там какой-то гностический душок

  • 1