Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Барт Д.Эрман, "Подлог", ч.1
anchoret
anchoret
Если какие-то опечатки заметите, благоволите сообщить. А то я уже перед самым размещением текста его всё-таки вычитал ещё раз, и штук десять обнаружил.


Подлог

Писания во Имя Божие –
Почему авторами Библии являются не те,
кто мы думаем

Барт Д. Эрман

С особым посвящением внучке Сьерре

Вступление: Перед лицом истины

Ярким солнечным днем в июне, когда мне было четырнадцать лет, мама сказала, что они с отцом собираются съездить поиграть в гольф. В уме я быстро подсчитал. У них бы заняло двадцать минут, чтобы добраться до загородного клуба, и около четырех часов, чтобы пройти восемнадцать лунок. Потом небольшой отдых, и они поедут домой. У меня было пять часов.
Я позвонил своему другу Рону, жившему в конце улицы, чтобы сказать ему, что моих родителей полдня не будет, и что я стащил пару сигар из неизменно полного отцовского припаса. Рону понравился ход моих мыслей, и он сообщил, что у него за домом в кустах припрятано несколько банок пива. Перед нами открывались райские наслаждения.
Как только Рон пришел, мы направились вверх по лестнице в мою комнату, где распахнули окно, закурили сигары, открыли по банке пива и настроились на не слишком интеллектуальное времяпровождение. Но через каких-то десять минут, к моему ужасу, мы услышали, как подъехала машина, хлопнула задняя дверь дома, и мама крикнула, что они вернулись. Поле для гольфа было так переполнено, что родители решили не ждать сорок минут, чтобы сделать первый удар.
Мы с Роном моментально переключились в аварийный режим: спустили сигары с пивом в унитаз, спрятали банки в мусорной корзине, а затем схватили два баллончика дезодоранта и принялись распылять их по комнате, пытаясь замаскировать дым (который практически валил из окна). Рон выскользнул через заднюю дверь, и я был оставлен один, в холодном поту и уверенности, что жить мне осталось недолго.
Я спустился вниз, и папа задал мне роковой вопрос.
«Барт, вы там с Роном курили наверху?»
Тогда я сделал то, что сделал бы любой уважающий себя четырнадцатилетний подросток – я соврал ему в глаза: «Не, пап, ну ты что!» (Дым ещё стоял в воздухе, как я говорил).
Его лицо смягчилось, он едва сдержал улыбку, а потом произнёс то, что осталось со мной весьма надолго (уже на сорок лет, на самом деле). «Барт, мне нет большого дела, если вы украдкой покуриваете. Только не надо мне врать».
Естественно, я заверил его: "Я больше не буду, папа!"

Преданность истине в последующие годы
Через пять лет я был другим человеком. Конечно, все меняются к концу подросткового возраста, но я бы сказал, что моя перемена была более чем радикальной. Помимо прочего, в переходном возрасте я стал рожденным свыше христианином, окончил среднюю школу и отучился в фундаменталистском библейском колледже – Библейском Институте Муди (Moody Bible Institute), так что имел за плечами два года серьезной подготовки в библеистике и богословии. В колледже нам не позволялось курить («Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа», как учит Новый Завет, и вы же не хотите осквернять Храм Божий!), пить алкогольные напитки («Не упивайтесь вином» говорит Библия; мне тогда не приходило в голову, что, может быть, можно упиваться виски) или, скажем, делать много других вещей, которые делают нормальные люди в этом возрасте: ходить в кино, танцевать, играть в карты. На самом деле, я не был согласен с принятым в школе «кодексом поведения» (там также были свои дресс код, и даже «код» для мужских волос: запрет на длинные волосы и бороды), но мое мнение, что если уж я решил туда идти, то должен был играть по их правилам. Если бы я хотел иных правил, я мог бы пойти в другое место. Но самое главное, из четырнадцатилетнего ученика чуть выше среднего уровня, думающего в основном о спорте, имеющего слабое представление о мире или о своем месте в нем и без особой склонности к правдолюбию, я стал девятнадцатилетним студентом, чрезвычайно ревностным, скрупулёзным, благочестивым (по-фарисейски), прилежным к учёбе, преданным христианином-евангелистом с твердыми представлениями о том, что правильно, а что нет, где истина и где заблуждение.
Мы в колледже были весьма преданы истине. Я бы сказал, даже сегодня, что нет на планете человека, более преданного истине, чем серьезный и честный христианин-евангелист. И в колледже мы были именно серьезны и честны. Истина для нас была так же важна, как сама жизнь. Мы верили в Истину с большой буквы. Мы клялись говорить истину, мы ожидали истину, мы искали истину, мы изучали истину, мы проповедовали истину, мы верили в истину. «Слово Твое есть истина», говорит Писание, и сам Иисус был «путь, и истина, и жизнь». Никто не может «прийти к Отцу», кроме как через него, истинное «Слово, ставшее плотию». Только неверующие, подобные Понтию Пилату, могли в смущении спросить: «Что есть истина?» Как последователи Христа, мы относились совершенно к другой категории. Как сам Иисус сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Наряду с нашей преданностью истине мы верили в объективность. Мы имели дело только с объективной истиной. Не существовало такой вещи, как «субъективная истина». Что-то было либо истиной, либо ложью. Личные чувства и мнения не имели к этому никакого отношения. Объективность была реальна, возможна, достижима и доступна для нас. Именно благодаря нашему объективному знанию истины мы познали Бога и что есть Бог (и Христос, и Дух, и все остальное).
Один из парадоксов современной религии заключается в том, что абсолютная приверженность истине в некоторых формах евангелического и фундаменталистского христианства и сопутствующее мнение, что истина объективна и может быть проверена любым беспристрастным наблюдателем, заставили множество верующих следовать истине, куда бы она ни повела – а куда она приводит, часто находится далеко от самого евангелического и фундаменталистского христианства. Так что если, теоретически, у вас получается проверить "объективную" истину религии, и по результатам такой проверки религия оказывается ложной, где вы окажетесь? Если вы христианин веры евангельской, вы окажетесь в пустыне за пределами евангелического лагеря, со своим нераскаянным видением истины. Объективная истина, перефразируя одну не особо христианскую песню, «стала погибелью для многих бедолаг и, Боже, знаю, я один из них» (Песня «House Of Rising Sun», прим.пер).
Прежде чем переместиться в пустыню (которая, как оказалось, представляла собой цветущий рай по сравнению с бесплодным лагерем фундаменталистского христианства), я чрезвычайно интересовался «объективными доказательствами» веры: доказательством того, что Иисус физически воскрес из мертвых (пустая гробница! очевидцы!), доказательством того, что Бог действовал в этом мире (чудеса!), доказательством того, что Библия – непогрешимое слово Божие, лишенное каких-либо ошибок. В результате я посвятил себя области исследований, известной как христианская апологетика.
Термин «апологетика» греческого происхождения, и значит для нас разумное обоснование или защиту веры. Христианская апологетика заключается не только в том, чтобы показать разумность веры во Христа, но и в том, что истинность христианского благовестия очевидна, как в этом может убедиться любой, лишь бы он пожелал отложить неверие и объективно посмотреть на доказательства.
Причина, по которой эта преданность доказательствам, объективности и истине вызвала со временем так много благонамеренных евангелических проблем, заключается в том, что евангельские христиане (по крайней мере, некоторые из них), на самом деле уверены, что если что-то истинно, то это обязательно исходит от Бога, а самое худшее, что вы можете сделать, это уверовать в то, что является ложным. Но поиск истины приводит вас туда, куда ведут доказательства, даже если поначалу вы и не хотели туда идти.
Чем больше я изучал евангелические утверждения об истине, касающиеся христианства, особенно касающихся Библии, тем больше я понимал, что «истина» уводит меня куда-то, куда я вовсе не хотел идти. Когда я окончил колледж Муди и пошел в колледж Уитон (Wheaton College) для завершения степени бакалавра, я взял курс греческого, так что смог читать Новый Завет на языке оригинала. Оттуда я поступил в Принстонскую духовную семинарию, чтобы учиться у одного из великих специалистов по греческому Новому Завету, Брюса Мецгера; я писал под его руководством магистерскую диссертацию, а затем и докторскую. Во время моей дипломной работы я изучал текст Нового Завета усердно, интенсивно и подробно. Я взял выпускной семинар длиной в семестр по одним лишь книгам Нового Завета, изучавшимся на языке оригинала. Я писал работы по трудным местам. Я читал всё, что мог достать. Я был одержим учебой и истиной, которую я мог обрести.
Но прошло совсем немного времени, когда я начал понимать, что «истина» о Библии вовсе не то, что я когда-то думал, будучи убежденным евангельским христианином в колледже Муди. Чем больше я видел, что Новый Завет (не говоря уже о Ветхом Завете, где проблемы еще более серьёзные) переполнен противоречиями, тем больше я становился неспокоен. В Муди я думал, что все противоречия могут быть объективно согласованы. Но в конце концов я увидел, что на самом деле это не так. Я боролся с этими проблемами, я молился о них, я изучал их, я искал духовного руководства, я прочитал все, что мог. Но как человек, который верил, что истина была объективна, и который не желал верить в то, что было ложным, я пришел к выводу, что Библия не могла быть тем, что я о ней думал. В Библии есть ошибки. И если в ней есть ошибки, это уже не вполне истина. Это было проблемой для меня, потому что мне хотелось верить в истину, божественную истину, а я увидел, что Библия вовсе не является всецело божественной истиной. Библия была очень человеческой книгой.
Но на этом проблемы не закончились. В конце концов я осознал, что Библия содержит в себе не только погрешности и случайные ошибки. Она также содержит то, что большинством в наше время признаётся ложью. Об этом и будет настоящая книга.


Tags:

биб-леистике

фун-даменталистского

а, щас поправлю, это вордовские переносы скопипастились

при-ходило

были свои дресс код

"но мое мнение, что если уж я решил" несколько коряво

то выпью обязательно!

ну это только в Коране нет ошибок :)

По опечаткам - есть лишние дефисы:

>> подрост-ковые годы
>> Помимо про-чего
>> в биб-леистике и богословии
>> храм жи-вущего
>> Храм Бо-жий
>> не при-ходило в голову
>> бы-ло либо
>> никакого отноше-ния
>> Именно бла-годаря
>> абсолютная привержен-ность
>> беспри-страстным наблюдателем
>> и фун-даменталистского христианства
>> оказывается лож-ной
>> цвету-щий рай
>> благовестия очевид-на
>> где про-блемы

По сути же - спасибо, пока интересно, хоть я и с некоторым подозрением отношусь к Эрману.

(Deleted comment)
да, в таких названиях с прописной пишутся даже артикли

"когда мне было четырнадцать лет, моя мама сказала мне, что она и мой отец" - Притяжательных многовато. Вполне можно сократить: "когда мне было четырнадцать лет, мама сказала, что они с отцом..."

"мы услышали подъехавшую машину, хлопнувшую заднюю дверь дома, и мою маму, крикнувшую в сторону ведшей наверх лестницы"
Чехов бы застрелился :)
мы услышали, как подъехала машина, хлопнула задняя дверь дома, и мама крикнула, что они вернулись.

Продолжать? С опечатками вроде чисто, но я пока только вполглаза пробежалась.

"Прежде, чем переместиться" Запятая не нужна, неразрывный союз. "БесплоднымИ лагерем".

Как раз на днях читал историю House of the Rising Sun - приписывать ее именно группе Энималс не вполне корректно, если вкратце.

ну да.. наиболее известная в исполнении.. :)

Щас тут все в редактуре будут практиковаться, чтобы не пришлось по смыслу прочитанного высказываться)

Все же лучше, если профессиональный редактор выскажется по редактуре, нежели будет практиковаться в богословии :)

Вообще можно закончить целое учебное заведение, да, и не знать, что в Священном Писании есть ошибки. Мне рассказывали про одного семинариста, который, поступив в академию, внезапно обнаружил (в процессе "внеклассного", причем, чтения), какое огромное количество разночтений и несогласованностей можно найти в Библии, если только копнуть. Проблема в том, что копать не учат - а учат, наоборот, не копать.

+Проблема в том, что копать не учат - а учат, наоборот, не копать+
Думаю, это касается не только библиистики, а всего вообще - у нас везде все хорошо и никаких противоречий нет, в том числе и в реальной жизни. Принцип такой.

?

Log in

No account? Create an account