?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Чин омыти мощи святых, или крест мочити
anchoret
anchoret
В поисках одной бумажки перерыл весь письменный стол. Пришлось залезть даже в самыя потаенныя глубины выдвижных ящиков. А та-ам... Там чего только нет... Там нет главного - бумажки, которую я так и не нашёл.
А между прочим нашёл ксеру, которуя я зачем-то снял с содержания довольно известного сборника прот. А.Мальцева с "особенными и древними" службами, когда лет десять назад брал его в Ленинке. Издано в Берлине в 1898, с параллельным переводом на немецкий.
Такое впечатление, что я не успел его тогда проштудировать, потому что названия некоторых служб являются загадкой. Например, озадачил "Чин за приливок о здравии Царя". Кажется, это застольная здравица. Или "Чин и устав, како подобает окладовати град". А ещё есть там чинопоследования благословения железного пути с колесницами, и моста, а ещё "чин действа Страшнаго суда".

  • 1
>чин действа Страшнаго суда

Что это?

Что-то страшное, наверное )

Это мистерия на манер "Пещного действа". А о "действе Ваий" Вы тоже наверняка знаете: когда царь под уздцы вводил в Кремль, как в Иерусалим, ослика с восседающим на нем патриархом. Это всё из одной обоймы.

Так и подумал, что мистерия, спасибо.

скорее, это просто молебен

Вы, пожалуй, правы. Там никто не "играет" каких-то "ролей", как, скажем, в чине умовения ног архиереем в Великий четверток. И в это действо, вроде, включен как раз пресловутый чин "омытия мощей".

у стругацких есть где-то про "партитуру труб страшного суда" :)

В "Хромой судьбе". За пятёрку или хотя бы за трёшку :)

Вам бы публикнуть все это...
Хотя бы частями. Мне так весьма любопытно.

Меня самого любопытство раздирает :) Я ж говорю: у меня только ксера трёх страничек от книги, которая была у меня на руках всего неделю десять лет назад. А живёт книга в РГБ (которая, кстати, кажется так и не заработала после ремонта), тогда ещё ГБЛ. Там очень много всяких книжечек интересных :)

+++Такое впечатление, что я не успел его тогда проштудировать, потому что названия некоторых служб являются загадкой.

+++Например, озадачил "Чин за приливок о здравии Царя". Кажется, это застольная здравица.
Совершенно верно. Молитва (основанная на литийной молитве священника), произносившаяся на праздничной монастырской трапезе при распитии чаши за царя.

+++Или "Чин и устав, како подобает окладовати град".
Здесь и так все ясно.

+++А ещё есть там чинопоследования благословения железного пути с колесницами, и моста,
А это - не византийское и не славянское произведение, а переводы из католического Ритуала.

>а ещё "чин действа Страшнаго суда".
То есть молебна, совершавшегося в мясопустную неделю на соборной площади.

>Чин омыти мощи святых, или крест мочити
А вот это - вариант чина малого водосвятия, но не Крестом, а мощами.
Самое занимательное в современной ситуации - то, что, хотя чин не совершается, его центральная молитва все еще печатается в Требнике - в конце чина малого водоосвящения под именем "иной" молитвы. Поскольку она короче, многие священники читают ее вместо положенной.
Тем самым чин малого водоосвящения Крестом по сути подменяется на практике рассматриваемым чином.
В этом году я делал для А. М. Лидова большой текст по поводу разных византийских чинов, связанных со св. мощами. Есть там раздел и про это; если кому интересно, могу запостить раздел в свой ЖЖ.

А вообще говоря, сборник прот. Мальцева не очень-то актуален: чины, присутствовавшие в славянских старопечатных и рукописных Потребниках, но не вошедшие в наш Требник, по-серьезному издавали прот. К. Никольский и Н. Ф. Красносельцев.
К слову: с той поры еще и другое понаходилось...

Про "окладовати град", всё же, непонятно. Чем там его "обкладывают", я не помню. Этого чина у Могилы, случайно, нет? Я тогда бы глянул.
Ещё мне в Мальцеве непонятно, зачем надо было параллельный немецкий перевод делать. Обогатить тюбингенцев новыми знаниями?
Про железные пути-мосты ясно, что новодел, неясен выбор. Вот чина освящения водопровода, скажем, нет. Чем вообще определяется в традиции такое избирательное появление новых чинов, как Вы думаете?

>если кому интересно, могу запостить раздел в свой ЖЖ.

Да, конечно интересно.

"окладовати град" - чин освящения нового города. Чин домогилянский
(иными словами, не списан с латинского Ритуала, а возник в рамках православной традиции).

+++Про железные пути-мосты ясно, что новодел, неясен выбор. Вот чина освящения водопровода, скажем, нет. Чем вообще определяется в традиции такое избирательное появление новых чинов, как Вы думаете?

Как я уже писал, эти чины - латинского происхождения. Поэтому вопрос не вполне корректен: нужно оговорить, какую традицию Вы имеете в виду - православную или о католическую.

И еще: насчет действа страшного суда и чина омовения мощей - они не связаны. Чин омовения мощей совершался хоть каждый день (при желании); нормативным днем его совершения была Великая пятница. Подробное описание чина омовения мощей в Великую пятницу в Кремле содержится в рукописях Чиновника Успенского собора; в Сети где-то выложена книга Голубцова "Чиновники московского Успенского собора" - там можно найти этот текст.

Раздел запощу через пару дней.

>нужно оговорить, какую традицию Вы имеете в виду
Оговариваю: православную. Но о католической тоже было бы интересно узнать.

>насчет действа страшного суда и чина омовения мощей - они не связаны.

А я и не говорил, что они имеют какую-то особую связь.
"В субботу мясопустную происходило действо Страшного Суда. В XVII веке в тот день со святыми иконами выходили "на страшный суд" на Соборную площадь Кремля. За алтарем Успенского собора ключари устанавливали места для патриарха и царя. Напротив патриаршего места ставили икону "Страшный Суд", перед ней - подсвечники и стол с пеленой для водоосвящения, аналой для Евангелий. Из Успенского собора выносили также образ Богоматери письма митрополита Петра в киоте и "меньшие" иконы (то есть те, которые участвовали в Малом крестном ходе). Когда от Благовещенского собора приходил царь и знаменовался "к евангелиям и к образу Страшного Суда и к иным чудотворным иконам", начинали молебен с малым водоосвящением - по чину "еже омыти мощи святых". ...После чтения Евангелия "на четыре стороны" (то есть чтения одной и той же строки по четырем книгам патриархом и еще тремя духовными лицами) патриарх умывал руки по установленному чину и святил воду погружением креста, а затем губкой отирал образ "Страшный Суд" и прочие иконы. Государь, приложившись к Евангелиям и святым иконам, уходил к литургии в Благовещенский собор, а святитель благословлял царский синклит, кропил святой водой иконы и весь народ на четыре стороны".
Л.А.Щенникова - канд. искусствоведения, с.н.с. музеев Московского Кремля.

>Оговариваю: православную. Но о католической тоже было бы интересно узнать.
Католики добавляют и добавляют в Ритуал чины на благословение всего, что можно (электростанции, например). Не уверен насчет компьютеров :)
Среди православных до 17 в. не было рвения освятить отдельно каждый предметик (не освящались, например, даже иконы, облачения, сосуды). Но под влиянием католиков Петр (Могила) наделал целый ряд таких чинов (прижились, правда, не все). С той поры опять почти ничего не добавляли (только недавно у сербов появились чины на освящение самолета, путешествия на самолете, перед хирургической операцией; у греков - молитвы на праздники родов войск, на освящение школы, общественного здания - в общем-то, только и всего).

+++А я и не говорил, что они имеют какую-то особую связь.
Простите. Я имел в виду эти Ваши слова:
+++И в это действо, вроде, включен как раз пресловутый чин "омытия мощей".

В последнем постинге Вы совершенно правильно пишете, что действо Страшного суда - это "молебен с малым водоосвящением". Т. е. не с освящением воды мощами, а с освящением воды Крестом.

Книжка Глубцова здесь: Чиновники .
Зачем в данном очевидном случае ссылаться на вторичную литературу, если можно источник посмотреть?

Очень плохо грузятся страницы: там, видимо сервер какой-то медленный, да и файлы они сделали необоснованно большого объема. Я только что попробовал: они ужимаются в три раза практически без потери качества.
К сожалению, практически этим ресурсом можно пользоваться, если только заранее знаешь, какая страница нужна. Или это только у меня такие проблемы?
Хотя вот же - Могила грузится моментально, хотя там файлы весят почти столько же, сколь у Голубцова.
Может быть, и временные трудности с доступом на их сервер - попозже загляну. В любом случае спасибо за ссылку, я Голубцова люблю :)

+++Раздел запощу через пару дней.
Запостил: раздел

  • 1