?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о вандализме
indisputable
anchoret
namastescop напомнил о письме, в конце лета 1860 года написанном графом А.К.Толстым (да-да, тем самым) императору Александру II (отчего-то показалось забавным, что письмо было написано на французском).
Ничего нового, конечно, хотя для кого-то это и будет неожиданным, но ещё задолго до большевиков русское духовенство (из лучших побуждений, разумеется) само азартно уничтожало то, что сейчас принято называть памятниками архитектуры и искусства.

Ваше Величество,
...профессор Костомаров, вернувшись из поездки с научными целями в Новгород и Псков, навестил меня и рассказал, что в Новгороде затевается неразумная и противоречащая данным археологии реставрация древней каменной стены, которую она испортит. Кроме того, когда великий князь Михаил высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого, там, вместо того чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю церковь св. Михаила, относившуюся к XIV веку. Церковь св. Лазаря, относившуюся к тому же времени и нуждавшуюся только в обычном ремонте, точно так же снесли.
Во Пскове в настоящее время разрушают древнюю стену, чтобы заменить ее новой в псевдостаринном вкусе. В Изборске древнюю стену всячески стараются изуродовать ненужными пристройками. Древнейшая в России Староладожская церковь, относящаяся к XI веку, была несколько лет тому назад изувечена усилиями настоятеля, распорядившегося отбить молотком фрески времен Ярослава, сына святого Владимира, чтобы заменить их росписью, соответствующей его вкусу.
На моих глазах, Ваше величество, лет шесть тому назад в Москве снесли древнюю колокольню Страстного монастыря, и она рухнула на мостовую, как поваленное дерево, так что не отломился ни один кирпич, настолько прочна была кладка, а на ее месте соорудили новую псевдорусскую колокольню. Той же участи подверглась церковь Николы Явленого на Арбате, относившаяся ко времени царствования Ивана Васильевича Грозного и построенная так прочно, что и с помощью железных ломов еле удавалось отделить кирпичи один от другого. Наконец, на этих днях я просто не узнал в Москве прелестную маленькую церковь Трифона Напрудного, с которой связано одно из преданий об охоте Ивана Васильевича Грозного. Ее облепили отвратительными пристройками, заново отделали внутри и поручили какому-то богомазу переписать наружную фреску, изображающую святого Трифона на коне и с соколом в руке.
Простите мне, Ваше Величество, если по этому случаю я назову еще три здания в Москве, за которые всегда дрожу, когда еду туда. Это прежде всего на Дмитровке прелестная церковка Спаса в Паутинках [церковь Рождества богородицы «в Путинках». 1649 - 1652 гг.], названная так, вероятно, благодаря изысканной тонкости орнаментовки, далее - церковь Грузинской Божьей Матери и, в-третьих,- Крутицкие ворота, своеобразное сооружение, всё в изразцах. Последние два памятника более или менее невредимы, но к первому уже успели пристроить ворота в современном духе, режущие глаз по своей нелепости - настолько они противоречат целому. Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: «О прежней нечего жалеть, она была старая!»
И все это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства. Именно духовенство - отъявленный враг старины, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников. Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить. Уже не раскольников ли признать более просвещенными, чем митрополита Филарета?
Государь, я знаю, что Вашему Величеству не безразлично то уважение, которое наука и наше внутреннее чувство питают к памятникам древности, столь малочисленным у нас по сравнению с другими странами. Обращая внимание на этот беспримерный вандализм, принявший уже характер хронического неистовства, заставляющего вспомнить о византийских иконоборцах, я, как мне кажется, действую в видах Вашего Величества, Которое, узнав обо всем, наверно, сжалится над нашими памятниками старины и строгим указом предотвратит опасность их систематического и окончательного разрушения...

А Вы тут про пусек-осквернителец рассказываете.. Давеча вспоминал по этому поводу Ф.Н.Плевако: "Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь... старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно".

  • 1
Есть один нехитрый риторический приём. Рассказать о каком-нибудь стародавнем безобразии - к примеру, о суде Линча в штате Луизиана в 1876 году, расписать всё как было, а напоследок бросить: "А вы говорите - чеченцы, мол, лезгинку пляшут!.. Ну и что, что с ножичками! Подумаешь, резвятся ребята, а шуму-то..." И всем сразу ясно, что, по сравнению с луизианскими страданиями, неудовольствие окружающих концертами ансамбля песни и пляски им. имама Шамиля - детский лепет.
А приведённое Вами сопоставление подталкивает к выводу, что по отношению к таким вандалам, как русское духовенство, не говоря уже о "мiрянах", любое непотребство должно считаться мерой вразумления - чтобы храмов не портили (главным образом, своим присутствием). Было бы, кстати, любопытно подсчитать, сколько храмов из поименованных гр. Толстым пострадали от ретивых служителей, а сколько было уничтожено идейными предками "пусек".

Не обязательно о стародавнем, лишь бы это был один и тот же контекст. И нет ничего криминального в том, чтобы предоставить возможность сравнения, а право выбора - принять это сравнение или отвергнуть его - всегда сохраняется за аудиторией. С той лишь разницей, что в Луизиане сейчас никого не линчуют, а уровень духовенства, по милости Создателя, и ныне на той же высоте.

Леша был к Саше приставлен папенькой, чтоб таскать Сашу домой на себе, когда тот у очередной любовницы в гостях нажрется до упаду. Имел право.

друк децтва, чё

не правильная ссылка на толстого

правильная:
http://bydylai.livejournal.com/581294.html

глубокомысленно.

Да, Плевако как раз очень сейчас к месту, это точно.

Тяга к строительству у попов оказывается имеет глубокие традиции )

*Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно*

Однажды уже не выдержала. Вы в курсе истории с танцем голышом на элтаре храма в Оптиной в 1917?

Это далеко не в 1917 было.

Пример не годится. Это было время перемены отношения к памятникам: от функционального на научо-историческое. С точки зрения последнего первое было варварством. Но с обратной точки зрения историческое -- секуляризация. То есть, с точки зрения вечности, то были равновеликие явления, каждому свое место и время.

Первое, впрочем, возрождается ---с возрождением условий. Рассказывали, что в каком-то монастыре сбили остатки древних фресок и сказали: вот, теперь нашая церковь, как яичко. И им для их нужно нужно "яички", а не "голова неизвестного святого".

Тогда не годится буквально ни один исторический пример, потому что "времена были другие, думали, ели, одевались, ездили люди иначе" и т.п.

Или сами они как "яички"...

Очень даже годится. Просто здесь пропущен (подразумевается) важный промкежуточный тезис. В современной России настоящие преступники разрушают теперь уже совсем единичные исторические памятники с таким вандализмом, какой и не снился царскому правительству, не ведавшему научо-исторического к ним отношения. По этому поводу все госструктуры обычно помалкивают. А Пусек, чье преступление существенно менее тяжкое, обвиняют в вандализме.

  • 1