Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о социалке
indisputable
anchoret
Кажется, я когда-то уже писал здесь на эту тему, лет несколько назад. Но вопрос снова стал актуальным, так что я отписался на эту тему на Диаконнике, а заодно решил скопировать сюда.

Проблема мне видится в том, что Церковь изначально приняла на себя социальное служение, которое сначала распространялось только на членов общины, а вскоре распространилось и вне её, приобретя заодно и миссионерский характер. Однако, есть один ключевой момент, о котором сейчас словно бы забыли: всё это происходило в тот исторический период, когда государство отнюдь не стремилось брать на себя заботу о социальном комфорте своего населения. Таким образом, Церковь заполняла собой бреши и лакуны, возникшие по нерадению государства об общественной пользе. Уместно будет вспомнить, что в Средневековье один из монашеских орденов даже взял на себя заботу о пожарной охране городов, организовав своими силами пожарные команды из насельников своих городских обителей. Что уже говорить о многочисленных больницах, богадельнях и т.п., всегда существовавших при больших монастырях, епархиальных центрах, орденских структурах.
Теперь же ситуация принципиально иная: с одной стороны, социалка стала полной прерогативой государства и светских благотворительных институтов, с другой, Церковь практически лишилась тех доходов и авторитета, которые имела раньше, и которые позволяли бы ей заниматься социалкой со своей стороны. Насильственное продавливание этой темы сверху в настоящий момент, как мне кажется, свидетельствует как о полном непонимании там вопроса, так и о желании показаться полезными государству и светскому обществу (и, заодно, о желании воспользоваться мисионерским эффектом, который, возможно, и возник бы, если бы Церковь действительно имела возможность полноценно охватить этот вопрос). Однако, отсутствие реальных предпосылок для реализации этой затеи заставляет вспомнить слова о строителе башни, не рассчитавшем свои силы (Лк 14:28-30).

  • 1
говорят одному батюшке, у которого был детский дом, начальство тоже говорило что теперь этим государство занимается, но у него к этому был талант

На таковых нет закона (Гал 5:23)

И, если на то пошло, с другой стороны тоже конкуренты поджимают, в лице отдельных психологов и государственных психологических служб.

Ну потому что нужно знать своё место и не удаляться в сферы, чуждые комбинатам ритуальных услуг. )

наверное, и сейчас существуют свои бреши и лакуны, в которые не досягает благоустройство государства. Как вы думаете?

что бы затыкать бреши, надо затыкать бреши, а не брать на себя повышенные социальные обязательства, декларируя громко это на каждом углу. Мы хотим быть или казаться?

Безусловно согласен.
Только горе-строитель окажется еще и в выигрышном положении, по сравнению с нами.

*миссионерским)

и опять угу...

Мне, говоря откровенно, думается, что главным со стороны Церкви было бы не создание параллельных или дополнительных структур, требующее серьезных затарат - не только финансовых, но и организационных, - а активное сотрудничество с уже имеющимися соцслужбами разного рода прежде всего на уровне волонтеров, имеющих моральную и религиозную мотивацию. Абсолютноне большинство госучреждений такого рода - от больницы до детдома - наносят ужасный урон самочувствию человека прежде всего не из-за отсутствия средств и возможностей, а из-за отвратительного, иногда равнодушного, а иногда прямо хамского отношения. Вот здесь хотя бы "разбавить" волонтерами штат таких учреждений и посопособствовать изменению этой дикой атмосферы - первая задача. И в связи с этим, конечно, церковные детские дома (или попечение о небольших домах семейного типа). Это, мне кажется, абсолютно актуально, и в то же время не сверхзатратно.

Совершенно согласен, это самый разумный подход. И при желании, как мне кажется, он реализуем не только на городских приходах.

Конечно, в сравнении со Средневековьем социальная ответственность государства значительно возросла, но мне не кажется, что в этой области уже было достигнуто совершенство. Следовательно, есть в чём участвовать и что улучшать. Так что я не совсем понимаю ваш посыл...

Посыл очевиден: безногий не сможет улучшить результат командной эстафеты.

На Западе очень хорошо видно, как государственные и общественные системы социальной помощи развивались из христианских структур. До сих пор большинство госпиталей имеет христианские названия и их учредительные организации как-то завязаны на какую-то церковь. То же самое со многими домами престарелых, приютами и пр. И в Нидерландах одна из лучших социальных систем на сегодняшний день именно потому, что когда-то здесь был невероятно силен протестантизм, который начал основы этой системы закладывать еще в начале 17-го века. А католическая система общеобразовательных школ до сих пор является одной из объективно лучших и наиоболее престижных в мире.

Но западные церкви, несмотря на то, что очень многое из того, что они делали в социальной области раньше, уже давно перешло в сферу ответственности государства и нерелигиозных общественных организаций, все равно продолжают делать очень многое на этом поприще -- действительно, неохваченные ниши есть всегда. И, кстати, несмотря на то, что религиозность в большинстве западных стран минимальна, именно поэтому к христианским церквям и организациям все еще относятся с уважением. Обратное тоже верно -- тот самый минимум религиозности все еще сохраняется потому, что многим людям нравится нести социальное служение и/или они видят в этом пользу. Уже давно возникла и является популярной концепция т. наз. "социального христианства": типа, Бога вполне может не быть, Христа, скорее всего, тоже не было (а если и был, то не такой и учил не тому), но это все не важно, а важно, что общество так или иначе исторически развило на этой основе ряд институтов и организаций, которые для общества и многих его членов очень важны и полезны, и потому их надо всячески поддерживать...

Только не подумайте, что я все это говорю, чтобы поддержать социальные начинания в современной РПЦ. Тут действительно в значительной степени "маразм крепчал", но не потому, что социальное служение христианской церкви в современном мире в принципе ненужно, а в силу обычного российского "хотели как лучше, получилось как всегда". Ну и еще потому, что действительно, невооруженным взглядом заметно: собственно социальное служение иерархам на фиг не интересно, их интересует только соответствующая формальная функция, придающая РПЦ дополнительный политический вес и общественный престиж.

Да, западная картина годится нам только в виде исторической справки, а никак не в качестве примера или образца: слишком всё разное.

Не могу не вспомнить слова очень уважаемого мною автора(http://anchoret.livejournal.com/259896.html). "Обратите внимание на иронию церковной истории", а дальше текст мой:

Диакон, чье служение изначально было обусловлено диаконией - социальным служением Церкви, выступает против этой самой диаконии. Здесь аномалия покруче предсмертного покаяния)))

Не увидел, извините. Не увидел я выступления против социального служения. А заметил весьма справедливое опасение по тому поводу, что функция социального служения Церкви, может быть дискредитирована очередной попыткой "вменить" её средствами административного нажима и в том объеме, в котором далеко не всякий приход или, скажем, монастырь сможет её обеспечить. Против посильного участия в этом деле, я так полагаю, никто не возражает. Сомнения вызывают "указюки", исходящие от людей, оторванных от реалий на местах.

(Deleted comment)
Кто бы вернул социальное служение, распространяемое на членов общины? А то общин-то у нас практически нету. Есть приходы - по принципу "приход-и-уход".
Сложно поверить в способность к серьёзному социальному служению церкви, которая не заботиться нормально о собственных членах.

Дык социалкой и должна заниматься церковь, а не государство. Иначе получается не социальное обеспечение, а халява для дармоедов.

Т.е. медицина, образование, пенсионное обеспечение, службы спасения — это всё халява для дармоедов?

Ах, раз Вы говорите, мол боливар двоих не вынесет, так тому и быть. А как бы здорово смотрелась полиция в клобуках....

  • 1
?

Log in

No account? Create an account