Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о Типиконе
indisputable
anchoret
Один иеродиакон заметил, что почему-то недоуменные вопросы из богослужебной практики, которые когда-то казались для священнослужитей очень важными, у современного нам служителя алтаря вызывают усмешку. Как несложно понять, вовсе не потому, что эти вопросы сейчас стали неактуальными - нет, общий строй богослужения в общих же чертах весьма мало изменился.

Есть один момент, который нельзя не учитывать при рассмотрении этого вопроса: на Руси издревле существовала проблема с отделением мух от котлет. Наши благочестивые предки в основном не различали внешнюю обрядовую сторону и внутреннее содержание вероучения, и считали первую едва ли не важнейшей составляющей своего исповедания. Такое отношение было обусловлено их предельно низкой степенью образованности (или хотя бы информированности) и крайне узким кругозором. Те авторитеты, что давали ответы на недоуменныя вопрошания (составители богослужебных руководств и сборников вопросо-ответов), либо недалеко ушли от тех, кому они отвечали, либо со вздохом были вынуждены опираться в своих ответах на какую-то аргументацию, ссылаясь, опять же, на какие-то письменные источники, как это принято у людей образованных, тем более, что доверие к слову писаному гораздо выше, да и само христианство есть "религия Книги", просто для определенной части наших единоверцев этой книгой вместо Библии стал Типикон. Говорю "со вздохом", потому что как бы ни хотелось им сказать, что "да забейте вы, ребята, лучше делом займитесь", любой ответ подобного рода встретил бы самое яростное возмущение собратий и навлёк бы на автора, чего доброго, даже обвинения в богоотступничестве. Отступление от параграфа опосредованно грозило и попранием государственных основ, так что и недрёманное государево око бдило за соблюдением благочиния, единообразия и рабского следования предписаниям, существенная часть которых уже и тогда была лишена какого-либо смысла.
Изредка у кого-то из "авторитетов" проскальзывают слова, вроде как, кажется, у п.Иоасафа II (уже следующего патриарха после Никона), что де "всё равно, по каким книгам служить - старым или новым", но эти редкие здравые мысли всегда тонули в общем потоке обрядоверия и поклонения букве Устава. В настоящее же время мы переживаем уникальный период церковной истории, когда и образовательный, и, как сильно хочется надеяться, культурный, интеллектуальный и нравственный уровни нового поколения священнослужителей должны бы наконец избавить их от "страха, идеже не бе страх".
Конечно, понятен страх недавних священнослужителей (или, в более широком плане, вообще неофитов) что-то сделать по незнанию не так и тем тяжко согрешить, но это, на мой взгляд, лишь свидетельство того, что они не понимают сути своей веры. Конечно, Устав церковный нужно знать, но только для того, чтобы его забыть к общему благу уверенно пользоваться им и твердо понимать, от чего в нем можно, а порой и нужно отказаться или что чем заменить. Я бы назвал это "преодолением Типикона", т.е. блаженным состоянием, когда на замечание какого-то алтарника, вчера открывшего для себя эту книгу, что что-то, видите ли, происходит не в соответствии с видением средневековых иноков южной обители, можно безмятежно ответить: "и чё?" и бесконечно мудро улыбнуться.

  • 1
отче, иллюстрируйте яркими примерами, пожалуйста.


Вы хочите примеров? Их есть у меня

Перед анафорой двери храма, по идее, должны закрываться (хотя этого давно никто не делает), т.к. в таинстве участвуют только верные. В 8-м, если не ошибаюсь, веке к этому добавили пение Символа Веры - чтобы выгнать из храма еретиков. А еще перед анафорой совершается целование мира (хотя, опять же, в большинстве храмов только священнослужителями) - знак всеобщего примирения.
Так вот, порядок всего этого чрезвычайно логичный: сперва целование мира (т.е. всех, включая еретиков, которые должны уйти), затем "Двери двери" (хотя двери при этом никто не закрывает), а потом Символ Веры, на котором должны уходить еретики (интересно, через окно или через трубу). Разве не логичнее все то же самое в обратном порядке?
Есть и многие другие примеры, но если писать о том подробно, то и миру не вместить пишемых книг.

кстати, про "двери"

У нас в приходе (маленьком, человек 20-30 в воскресенье собирается) нужно было менять входную дверь. Нужно было собрать на это деньги, так как в бюджете и там "минус" был. Думали собирать после службы, а кто-то предложил пускать "тарелку" по кругу - как раз когда произносится "двери, двери!" Смеялись, да и сейчас еще улыбки в этот момент на Литургии. :)

Re: кстати, про "двери"


Все и есть в обратном, относительно изложенного Вами, порядке. Сначала "Оглашеннии, изыдите", затем "Елицы вѣрніи", целование мира, "Двери, двери" (знак придверникам, никого не впускать и не выпускать). Иначе получается, что еретики и оглашенные участвуют в приношении даров (великий вход). Будем внимательнее.

яркими примерами чего?


Ведь за 2000 лет никто не обратил внимания, что "Отче наш" начинается обращением к Отцу, а заканчивается обращением к Троице (Отцу, Сыну и Духу).

Точно никто? Инфа 100%? Действительно, безобразие.

А Вы знаете примеры, что кто-то обратил? А чё ж тогда не исправил эту явную ошибку?

Странно, правда?

Преподобный Максим Исповедник обратил.

"Отче наш, иже ecu на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое.

В этих [словах] Господь учит молящихся, что [молитву] подобает начинать сразу с богословия, а также посвящает их в таинство образа существования Творческой Причины всего сущего, будучи Сам по сущности этой Причиной. Ибо слова Молитвы являют [нам] Отца, Имя Отца и Царство Его, чтобы мы с самого начала [Молитвы] научились чтить единую Троицу, призывать Ее и поклоняться Ей. Ибо Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын [Его]. А Царство Бога Отца, также пребывающее сущностным образом, есть Дух Святой. То, что Матфей называет здесь Царством, другой Евангелист назвал Духом, говоря: Да приидет Дух Твой Святый, и да очистит нас. Ведь Отец обладает этим Именем не как вновь приобретенным, и Царство мы понимаем не как созерцаемое в Нем достоинство, поскольку Он не начинал быть, чтобы становиться сначала Отцом, а затем Царем, но, Присносущий, Он всегда есть и Отец, и Царь, совсем не имея начала ни для Своего бытия, ни для того, чтобы становиться Отцом или Царем. Если же Он - Присносущий и всегда есть и Отец, и Царь, то это означает, что и Сын, и Дух Святой всегда сущностным образом сопребывают с Отцом. Они естественным образом существуют от Него и в Нем так, что превышают [всякую] причину и [всякий] разум. Не после Него Они стали быть и не по закону причинности, поскольку связь [Их] обладает способностью совместного проявления того, связью чего она есть и называется, не позволяя рассматривать Их как следующих Один за Другим.

Стало быть, начав эту Молитву, мы научаемся чтить Единосущную и Пресущую Троицу как творческую Причину нашего бытия".

Преподобный Максим Исповедник "ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ ГОСПОДНЮ"

Да,очень яркое в этом смысле впечатление оставляет Известие учительное.
Сплошное "опасство",грозные кары,в ситуациях чисто рабочих, того не стоящих.

я до этого состояния "преодоления Типикона" дошла после пятнадцати лет нежной и страстной любви к нему:)

я тут нарошно посмотрел в магистре розанове сколько кафисм читается при славословии когда их моголо бы быть 3 но у меня отняли псалтырь, и ничего, только рукой махнул, старею :)

напротив, это было мудро, иначе оставшаяся служба была бы безнадёжно испорчена препираниями и объяснениями с отнявшим :)

Только вот сегодня на утрене подумал: для того чтобы более-менее вольно с Уставом обращаться нужно его знать и тогда можно служить "аще изволит настоятель".

Указание "аще изволит настоятель" относится всегда и исключительно к увеличению празничности службы и больше ни к чему другому. Для этого особого знания устава не требуется ))

Ну мы это правило для разных случаев используем))

Кажется, у Вас в ЖЖ прочел о раздражении "восточных" архиереев нашими иподиаконами. Бегают, - мол, - мальчишки, тряпки под ноги кидают, молиться мешают.

Какие-то мы африканцы. Хлебом Единым не корми - дай бусики, золотце на себе потаскать. Со всем смирением. Побольше, в смысле.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account