Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что об археологии и литургических танцах

Итак, с днем археолога! Или православного археолога, если хотите. В своё время, после первых лет неофитской эйфории меня стало интересовать, что они там нашли на самом деле, потому что казни на Голгофе, надо думать, не были редким случаем, и тяжело представить, что Крест Господень так и пролежал там лишь с парой разбойничьих крестов несколько десятков лет до разрушения Иерусалима. Так или иначе, невозможно спорить с тем, что это была археологическая находка, связанная с предметом, оказавшим самое большое влияние на ход мировой истории, и поэтому праздник Крестовоздвиженья по справедливости должен был бы стать и профессиональным праздником археологов.
Теперь о танцах. В связи с темой существования литургических танцев у нас привычно упоминают эфиопских монофизитов, которые что-то там действительно танцуют по ходу богослужения (да ещё и с зонтиками). У нас этот факт обычно воспринимается как курьёз. Между тем, если внимательно посмотреть на нашу обрядовую сторону сегодняшнего праздника (не знаю, правда, как обстоит с этим дело в других православных поместных церквях), то сам чин воздвиженья, совершаемый в соборных храмах, неимоверно напоминает балетное действо. Судите сами:
В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом, насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток. При соборном служении два сослужа́щих священника поддерживают предстоятеля под руки... Потом то же самое повторяется ещё на три стороны.
Слуште, ну мне это правда напоминает томное руковоздеяние солиста балета с поддержкой партнеров. Конечно, ничего похожего в реальной жизни не было и быть не могло. Почему это вызывает у людей какие-то отрадные чувства, я не понимаю и никогда не понимал. Во всяком случае, эфиопы тут точно не монополисты.
Tags: богослужение, крест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →