Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об археологии и литургических танцах
indisputable
anchoret
Итак, с днем археолога! Или православного археолога, если хотите. В своё время, после первых лет неофитской эйфории меня стало интересовать, что они там нашли на самом деле, потому что казни на Голгофе, надо думать, не были редким случаем, и тяжело представить, что Крест Господень так и пролежал там лишь с парой разбойничьих крестов несколько десятков лет до разрушения Иерусалима. Так или иначе, невозможно спорить с тем, что это была археологическая находка, связанная с предметом, оказавшим самое большое влияние на ход мировой истории, и поэтому праздник Крестовоздвиженья по справедливости должен был бы стать и профессиональным праздником археологов.
Теперь о танцах. В связи с темой существования литургических танцев у нас привычно упоминают эфиопских монофизитов, которые что-то там действительно танцуют по ходу богослужения (да ещё и с зонтиками). У нас этот факт обычно воспринимается как курьёз. Между тем, если внимательно посмотреть на нашу обрядовую сторону сегодняшнего праздника (не знаю, правда, как обстоит с этим дело в других православных поместных церквях), то сам чин воздвиженья, совершаемый в соборных храмах, неимоверно напоминает балетное действо. Судите сами:
В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом, насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток. При соборном служении два сослужа́щих священника поддерживают предстоятеля под руки... Потом то же самое повторяется ещё на три стороны.
Слуште, ну мне это правда напоминает томное руковоздеяние солиста балета с поддержкой партнеров. Конечно, ничего похожего в реальной жизни не было и быть не могло. Почему это вызывает у людей какие-то отрадные чувства, я не понимаю и никогда не понимал. Во всяком случае, эфиопы тут точно не монополисты.

Бедный священник... Я бы сбился, считая "Господи, помилуй" до 97-и раз...

не, это головная боль регента, а селебрант ориентируется на хор

день православного балета. а хорошо.

Только сейчас прочёл на седьмице.ру о трёх разных версиях обретения креста. Все три показались очень сомнительными. А тут и Ваш пост. В тему.
Думаю, если сложить все кусочки этого креста, из всех церквей, может получится целая роща.

Это отмечали еще в средневековье 8))
Кажется доктор Мартин Лютер на этом даже акцентирует внимание папы римского.

А если к этому балету добавить традицию поливания
креста из чайника,получится почти лебединое озеро.

а мне непонятно, почему день постный.

Пост, потому что воспоминание скорбного события произошедшего на Кресте. И хотя обретенный Крест , как симовол Спасения.Но все-таки-это орудие на котором умер Господь.

Не могу сказать за всех гречинов, но в том храме, куда сам хожу - никаких марлезонских балетов, всё чрезвычайно просто.

ну это архиерейский чин, строго говоря.

[info]anguema , не надо сарказма, тем более на такую тему, как крест Господень.Думать головой надо хоть чуть чуть, над ЧЕм шутите?!
Из частиц- Рощи не получится...Частицы все в храмах ну такие малюсенькие, пылинки просто.А крест именно тот, он самый. Царица Елена была не глупая. Крест - вполне себе мог пролежать в том каменном кармане, присыпанный сухой иерусалимской землей.Она вечно сухая, да еще такая глубина, и р.Кедрон оттуда все-такие далековато протекает, даже и под землей. ...Там ничто не сгниет веками.Сухо...Даже не сомневаюсь, что именно Господень крест!

а ничего, что в этом "кармане" был водосборник?

Знаете, друзья.А разве вы не понимаете, что тема Крестовоздвижения. вообще не тема для юмора?! Какой балет? Какие чайники?! вы чего тут вообще с головой уже не дружите?!
А знаете,друзья мои, когда римские войны истерзанного Господа одели в царские одежды и надевали на Христа "корону" из колючек, называя Его Царем Иудейским-они тоже веселились..И им тоже было весело.
Не находите сходства в вашем обсуждении Крестовоздвижения?!
Сходство один в один!

Во-первых, вопрос о дружбе с головой я бы переадресовал авторам балета. Вы правда уверены, что всё, что существует в церкви, существует в ней абсолютно обоснованно?
Во-вторых, Вы сами же и обнаруживаете незнание своей богослужебной обрядности. На крест во время чина возливают воду, если есть ещё свободные руки, об этом можно узнать, если потрудиться пройти по ссылке. И из чего её, Вы думаете, возливают? Из сребропозлащенных алавастров? Ха.
В-третьих, Вы начинаете кидаться на своих единоверцев по поводу, который не имеет никакого отношения к вере и спасению. Вера в подлинность Креста, мощей, преданий и т.п. не входит в православное исповедание. Вы можете верить во что угодно, хоть в схождение огня, хоть в ктулху, но если эта вера не согревает Вас, а жжет зудом обличения несогласных, то она Вам явно не во благо, уж простите.

У нас в храме один раз взяли благословение совершить этот чин. Получилось так ээээ трогательно, что больше не просим.

Зря. Просто надо тренироваться.

Ну ты не понимаешь. То — неправославные танцы, а это — православные!

Слуш, а я ж не показывал фотку афиши "международного христианского фестиваля еврейской музыки и танца"? Надо найти и отсканить.

Вы бы пожили при либерализме, ориентированном на "все через головочку", так принимали бы танцы как должное.

Ну вот кстати. У меня ещё на заре своего неофитства была знакомая (дочь маститого протоиерея в эмиграции), много старше меня (даже несколько старше моих родителей), о которой я знал, что она своё молитвенное чувство некогда выражала на домашней молитве и в танце. И я как-то очень спокойно к этому отнёсся с самого начала.

Ну да, жалко, конечно, что мы в Церкви не можем сохранить достоверную память об обретении Креста.
Даже о событиях 17-го года и после ни у кого нет правдивой версии. Похоже, что и тогда распространяли байки для своего же блага - царица пытала иудеев, и один (Иуда!) выдал место - под храмом (Венеры!), храм тут же (ясное дело!) срочно разрушили, О! Иуда стал Кириком и епископом, Да!

Сталин, убоявшись немецких побед , позвал к себе Сергия Старогородского (О!) и позволил ему собрать собор для избрания патриарха (да ну!), и патриархом (вот чудо!) стал Сергий,
А раньше Врем.Пр-во отставило весь царский Синод , кроме оного Сергия (чистая случайность!), и именно оный Сергий стал (волею свт.Тихона!) местоблюстителем, и всю-то свою жизнь он боролся за Мать-Церковь.

А Вы удивляетесь тому, что сегодня день археолога...
Порой очень хочется прочесть историю без всего наносного мусора, от которого рябит в глазах.

Я уже давно ничему не удивляюсь, разве что на словах )

Собственно, такая потеря памяти происходит не со зла, просто когда долго довлеет одна "правда", другая тем временем, кочуя из уст в уста, замыливается, и лет через 100 со смертью ее носителей утрачивает свою актуальность. И как результат, мы имеем фреску многажды переписанную, что даже не ясно что за образ там был в начале.
В этой связи восхищает иудейская традиция хранить слово, хотя и там легко могли отказаться от "се Дева" в угоду "молодая женщина" дабы не смущать себе слух.

если строго, то в ивритском тексте стоит "девушка" вместо "девственница", Септуагинта оба слова переводит как "партенос", т.ч. вся легенда о замене слова надуманная и, скорее всего, поздняя

ефиопы мысленныя

Нам самоотверженно показали, как даже маститый клирик во время богослужения помыслом своим легко может быть восхищен из храма Божия в балетную студию... :)

Re: ефиопы всем мысленныя и немыслимыя

Не токмо помыслом единым, обаче и плотию, такожде не токмо клирик един, но и вси согласно тамо сущие.

А если серьезно)))
В английской Вики написано, что в греческих Церквах служится не 10, а 11 литургий ВВ в году. И 11ая - как раз в день Воздвижения. Вроде бы логично: важный постный день - законсервированное Богослужение доиконоборческого образца. Это мы в РПЦ чего-то недопоняли или греки вернулись к старой практике? Или вообще утка?

Где в английской Вики?

"The Byzantine Liturgy is used in the countries which were evangelized from Constantinople, or which came under its influence for any considerable period. Since the Liturgy of St. John Chrysostom has become the normal liturgy of the Byzantine Church, that of St. Basil is now used only ten times a year:
The five Sundays of Great Lent (Palm Sunday is not considered by the Orthodox to be part of Lent)
On Holy Thursday and Holy Saturday
On the Eves of Nativity (Christmas) and Theophany (Epiphany). However, if the Great Feasts of Nativity or Theophany fall on a Sunday or Monday, the Liturgy of St. Basil is celebrated on the day of the feast, and the Liturgy of St. John Chrysostom is celebrated on the Eve.
On the feast day of St. Basil, which in the Byzantine calendar occurs on the first of January (for those churches which follow the traditional Julian Calendar, January 1 falls on January 14 of the Gregorian Calendar)."
http://en.wikipedia.org/wiki/Liturgy_of_Saint_Basil

Совершенно идентичный текст и в английской ОртоВики:
http://orthodoxwiki.org/Liturgy_of_St._Basil


?

Log in

No account? Create an account