?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о монахинях
anchoret
anchoret

Признаться, к монахиням у меня отношение от сдержанно-осторожного до неприязненного. Последнее, конечно, я стараюсь не выказывать. Причин такому отношению несколько. Но главная в том, что они буквально все, как я уверен, немного "того". Или много. Сильно много.
Не с точки зрения мiра сего, который сам положительно ненормален, а именно с точки зрения православной аскетики. Как я её себе представляю, скажем так. А у них какое-то другое представление.
Вот прочитал случайно про одну - просто классика. Чем не Тереза Авильская?

Нет, прав был "Духовный Регламентъ", гласивший:

"42. Еже заповеда Апостолъ о причтенiи вдовицъ: Вдовица, рече, да причитается не меньши шестидесяти летъ, 1 Тим. 5; тожде да хранится и о постриженiи монахинь, разве по некоему собственному Сvнодальному определенiю.

43. А буде которая младая девица похощетъ въ девстве пребывати, съ намеренiемъ прiяти монашество, то разсмотря прилежно, аще нелестно и не некоея ради нужды, или пристрастiя или лицемерiя избираетъ девственное житiе, дати таковую въ монастырь честный и добре заключенный, подъ началъ честной и постоянной старице: девица же да пребываетъ непострижена до шестидесяти, или поне до пятидесяти летъ. А буде прежде оныхъ летъ похощетъ идти замужъ, не возбраняти ей".

Наверняка, Петр, подписывая Регламент, имел в виду интерес государства - пускай, мол, баба сначала солдат нарожает, а потом идёт в какой хочет монастырь, но Феофан, Регламент писавший, знал, сколько зла в Церкви от молодых монахинь, в которых ещё не перекипела их страстность, усердно молящихся, и разбивающих себе лбы.


Жизненно написано. Простите, ссылка на Терезу Авильскую - ссылка на тот же текст. Так надо?
Справедивости ради хочу вспомнить, что однажды только видела человека с Иисусовой молитвой на устах. Много лет назад, монахиня в Пюхтицах. Вращательное движение от уровня груди к голове и обратно, иногда были слышны слова. При этом она бегала, шутила с мужиками-водилами, привозившими что-то в монастырь, чистила картошку, - и одноврменно это вращение молитвы. Этакая двойная полноценная жизнь.

Ссылку исправил, спасибо.

печальная статья...
мда.

это католическая традиция.
Черубина де Габриак, вдохновленная жизнеописанием св.Терезы, написала много подобных стихотворений.
например
Твои руки
Эти руки со мной неотступно
Средь ночной тишины моих грез,
Как отрадно, как сладко преступно
Обвивать их гирляндами роз.

Я целую божественных линий
На ладонях священный узор...
(Запевает далеких Эриний
В глубине угрожающий хор)...

а вообще Вы слишком плохо думаете о о роде человеческом, если считаете, что до 60 лет его не оставляют блудные помыслы. или это только женщин не оставляют, а мужчины от них свободны и могут уйти в монастырь раньше?
по медицинской статистике 30% женщин страдают отсутствием блудных помыслов и часть их лечится от этой "болезни", носящей название "фригидность".
не путать с импотенцией, когда "хочет, но не может".

Я про блудные помыслы ничего не писал, но Вы мыслите в верном направлении :) Про 60 лет тоже не моя придумка, как видите.
Дело в том, что если мужчины в основном живут рассудком, то женщины - эмоциями. Предвижу вероятность флейма по поводу этой фразы, но тут уж ничего не поделаешь.
Так вот монашество воспитывается на правиле, что главной добродетелью инока является рассудительность, а не эмоциональность или интуиция. Возраст лечит.

большой город - большие соблазны

~Предположу, что это отношение, «от сдержанно-осторожного до неприязненного», следствие жизни в большом городе, подобный отпечаток и на мне, я вот с трудом понимал как сочетать человеческую простоту и в то же время разуметь божественное, а Павел Препростый, святой, о котором читал в Лавсаике жил во времена еще первохристиан, и вот приехав в «дикие» места, где жили люди нетронутые цивилизацией, я увидел что такое простота в одной женщине. Невзрачная, она и слово-то догмат, наверное, и не слышала, но имеет один лишь страх Божий… отвлекся я… так вот сидя у гроба моей матери говорили мы о жизни вечной, и она рассказала, как ее племянница, «дужэ гарна дивчина» пошла в монастырь, потому что слышала в молитвах: « и милуеша отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков» и то же в писании (Исх.20:6), и только, чтобы через нее весь род их спасся, она пошла в монастырь. Потому что видела как сердятся, бранятся, как пьют без меры, и много более и хуже этого делали, иными словами грешат и грешат столько, что имея страх Божий трудно себе представить Кем должно быть, чтобы вместить прощение всех этих пороков. И передавала вслух слова, как рассуждала племянница: «за то весь наш род спасется, а сколько там этой жизни, я вот двадцать лет уже живу, еще-то два раза по столько же». Это к упомянутым «пребывает непострижена до шестидесяти». Сам подписывающий упомянутый вами регламент, хоть и жил в царских условиях, а не в сельской местности, прожил меньше подписанного им срока, рекомендованного к постригу в монахини. К чему это я? К тому, что видел своими собственными глазами простоту человеческую соединенной с верой и страхом Божиим, так что с Божьей помощью возможно быть монахиней и «до шестидесяти», конечно же, после долгого «испытательного срока», а уж окрест больших городов монашество, как сейчас модно употреблять, - «экстрим».

(Deleted comment)
(Deleted comment)
~свой комментарий удалил...
видимо, мне недержалось сегодня весь день показать кому-нибудь свою глупость...

Да не переживайте Вы так

Глупостей Вы никаких не говорили, а заблуждения свойственны всем нам.

На уровне фактов изложенное в тексте по Вашей первой ссылке абсолютно верно, и я сама считаю женские монастыри в России, даже наиболее известные, совершенно отстойными местами с сомнительной духовной направленностью. И в этой связи мое глубокое убеждение состоит в том, что женщине удобнее и трезвее монашествовать в миру.
Но на уровне идеи никак не могу с Вами согласиться. Во-первых, многое из изложенного в равной степени относится и к мужским монастырям (те же конфликты, то же отсутствие здравого духовного руководства, те же искушения и сумасшедших там тоже увы хватает). Во-вторых, ВЫ делаете вывод о природной неспособности женщины к несению монашеского подвига до определенного возраста и об отсутствии рассудительности у женского пола - это абсолютно неверно. Мой опыт показывает, что многим женщинам рассудительности не занимать, а описанные ВАми страсти вполне могут ставиться под контроль, и отсечение помыслов отнюдь не неподъемное для женщин упражнение. Эмоциональность еще самое страшная женская особенность - в силу жизненных обстоятельств (в том числе трагических) чувства могут перегореть и смениться ьесчувтсвееностью. У женщин главная проблма в способности разделить разные переживания и понять их источники: от того так часто сексуальное и душевное перемешивается с духовным. В повышенной интуитивной спосбности я особой беды не вижу - это точно есть, но это не грех, а напротив может быть использовано к духовному преуспеянию - женщина может осознавать невыражаемое словами и отделять истину от лжи. Другое дело, что это чувство также надо воспитывать.
Насчет возрастных ограничений на принятие женщинами монашества - это целиком отражение бредовых идей того времени. Никакой рациональной аргументации здесь нет.

Ох уж эта женская эмоциональность... Да где ж это я делал вывод "о природной неспособности до определённого возраста"? Паки обращаюсь к примеру возрастного ценза на хиротонии. Да, можно им и пренебречь, если есть существенные причины, но ЛУЧШЕ, всё-таки, его придерживаться. Если пренебрежение правилом становится правилом самим по себе, то система даёт сбой, что мы и имеем.
С тезисом "бредовые идеи того времени" я тоже несогласен. Опять эмоции. Между тем, эти "идеи" существовали всю историю Церкви со времён апостольских, через эпоху Вселенских соборов, до Синодального периода. Очень может быть, и позже её можно где-то проследить, если не в постановлениях церковной власти, то в отдельных трудах церковных авторов уж точно. Но специально этой темой я никогда не занимался.

У меня такое же сдержанное отношение. И не только к монашествующим женского пола, а вообще... Хороших монастырей почти не доводилось видеть, за редкими исключениями, да и то больше за пределами стран СНГ.

Да, здесь мне кстати было бы оговориться, что у меня отношение такое сформировалось тоже исходя из практики (как говорится, "по данным многолетних наблюдений"), а никак не за счёт какой-то прочитанной литературы. А то меня здесь наши милые дамы многократно и настойчиво пытаются перевести в чисто теоретическую сферу.

Похожее отношение...

У нас одна знакомая девушка из богатой и не сильно верующей семьи как-то рванула в монастырь. Совершенно неожиданно. Особенно для жениха её.
Он за ней ездил, забрал её, недавно поженились. В монастыре её никто задерживать не пытался, даже наоборот.
Думаю, это и есть проблема эмоциаональности. Поссорилась с парнем, все - жизнь не задалась, в петлю, в реку, в монастырь.
Ну а если по здравому рассуждению идти - то какая разница, мужчина или женщина? По-моему, никакой.

Не знаю, хорошо ли это: не пушать в монахини... А стихотворение мне понравилось. Монахиня в нем сравнивает себя с кравоточивой, получившей исцеление, прикоснувшись к Спасителю. Только кровоточивая пробиралась сквозь толпу, а монахиня-сквозь свои страсти. Она тоже исцелится! Очень хорошие, искренние стихи.

Н-да. Прелестные стихи.
Вот, почитайте, и некоторые вещи Вам станут понятнее.

Ужас... Спаси, Господи и сохрани...

Очень правильно написал Иеромонах Сергей Рыбко. Бабы есть бабы!

Поэзия вообще плохо вяжется с православной аскетикой, понятно почему. Что экзальтированные образы без смысла, что рифмованный смысл без образов -- всё крайности, а крайность -- плохой показатель. Так что стих как аргумент не годится.

О преимуществах рассудка над сердцем в данном вопросе. Возможно, я неправильно понимаю притчу о пастухах и волхвах, но мне кажется, она говорит об обратном.

Регламент регламентом, но от Апостола до Иоанна Златоуста до Иосифа Афонского многие, весьма страстно (хотя и не всегда однозначно), убеждают в преимуществе девства и вдовства над замужеством.

На самом деле, пишу не возразить, а наоборот, послушать. По моим (правда, крайне ограниченным) сведениям побудительные причины среди женщин часто имеют вполне вменяемо-хозяйственный характер, хотя и не имеющий отношения к православной аскетике. Часто после 2-3 лет в монастыре этот характер приобретают нужную направленность. Но так чтобы изначально шли по причине "весьма сильного "того"", как следует из поста... Ну, не знаю. А мужчины сегодня по каким причинам идут? Интересно б сравнить.

Среди женщин есть интересная категория, которая отсутствует среди мужчин. Это девочки, подобранные на улице и воспитанные в монастыре (в мужских монастырях, насколько мне известно, такая практика отсутствует). Вот уж кто наименее "того". Это новое поколение монашествующих, чей быт органично связан с верой. Хочется думать, что они и есть та самая закваска, которая переквасит всё тесто. Хочется также надеяться, что они вменяемы.

В общем же, монашество мне малопонятно. Соответствующие цитаты известны, но правильно ли они были поняты? Всё-таки "не хорошо человеку быть одному" -- очень сильное место. И вполне однозначное: несмотря на жизнь в Раю и общение с Господом, человек в своём первозданном состоянии был "один(ок?)" и это было "не хорошо". Так решил сам Господь и создал человеку "помощника соответственного ему". Вправе ли человек отказываться от этого дара? Другое дело, когда помощника забирают. Счастье, если это происходит в старости. "И умерли в один день" когда-то казалось метафорой, а теперь всё чаще встречаю людей, которые прожили вместе долгую жизнь и умерли с разницей от недели до года.

Ладно, пора закругляться.

Очень бы не хотелось обидеть со стихами. В своё оправдание скажу, что сама одно время сутками слушала песни сестёр N-ского монастыря. А тут поделилась с тётушкой. А она: "Я тебя духовную музыку просила, а не областную самодеятельность!". И что же? Она права, конечно. Ну и ладно. Я их и сейчас слушаю, но больше никому не показываю.

А мужчины сегодня по каким причинам идут?

Не берусь судить. В основном, мне кажется, романтизьм. Плохо, что мало где есть многолетний искус, особенно вне монастырей. Все спешат куда-то, и всем от этого только хуже.

чей быт органично связан с верой

"Бытовое христианство", мне кажется, это духовная могила. У этих девочек-воспитанниц практически нет выбора - они ничего хорошего не знают о другой жизни, да и воспитываются они, как правило, на диких религиозных представлениях своих воспитательниц.
То, что монашество малопонятно, это хорошо, это правильно. )

Поясню неочевидное

В предыдущем письме нет ни одного возражения и ни одного вопроса.

**"они буквально все, как я уверен, немного "того"**
Очень обидная, по-моему, фраза. Если Ваш опыт именно таков, то почему бы так и не писать "они буквально все, о ком я знаю..."
По-моему, во Христе несть ни мужеский пол, ни женский, но нова тварь во Христе. Можно предположить специфику искущений для полов, но никак нельзя из этого делать вывод о "полной профнепригодности" до 60 лет.
Как Вы сами в одном из постов пишете (если я ничего не путаю, конечно), с возрастом человек из просто дурака превращается в старого дурака, если в молодости он был дураком. Т.е. возраст сам по себе, без какой-нибудь целенаправленной работы над собой, покаяния и проч. - это отягчающее обстоятельство. Сама не раз убеждалась в этом на очень ярких примерах из жизни, в том числе людей, считающих себя очень церковными и благочестивыми. Это какой-то общий порядок вещей на земле, ветщание, приближение к смерти, её актуализация, если можно так выразиться. Другое дело, что Господь нас освободил от этого закона смерти, но не автоматически. Получается, если человек ЖИВЁТ благодатной жизнью во Христе, борется со страстями и проч., не зависимо от своего пола, а только от призвания, то юный возраст в такой ситуации - только плюс.
А ждать, что возраст избавит от страстей...
Не возраст это делает, а благодать, а если мы под законом благодати, то уже не под законом ветхим (в котором женщина принижена). К чему его вспоминать?

"о ком я знаю" = "как я уверен" - Вам не кажется?

По-моему, во Христе несть ни мужеский пол, ни женский, но нова тварь во Христе

И по-моему тоже, и даже по-апостолпавловски. Только небольшое уточнение: "ВО ХРИСТЕ". Сам факт принадлежности к православной церкви, монашеству или даже священству никак не является гарантом того, что сия тварь - "нова" и "во Христе", вот ведь дело какое.