?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о правсомоле
indisputable
anchoret
Уже выросло поколение людей, которое слабо представляет себе, что такое комсомол, хотя нам, платившим, а некоторым даже собиравшим членские взносы ВЛКСМ, кажется совершенно очевидным, что в Церкви возникло какое-то новое явление, до боли напоминающее тот комсомол, который мы помним, и показывающее нам церковь такой, какой мы её не знали. Но дело здесь, конечно, не в ностальгии по якобы благостным староцерковным временам, и не в боязни якобы конструктивной новизны. Дело в чем-то ещё, в чем мы попробуем здесь разобраться.
Итак, что же в сегодняшней церковной жизни напоминает о ВЛКСМ? Не в первую очередь, но это, конечно, руководители, аналогичные комсомольским работникам. Молодые или не очень, с аккуратной стрижкой или нечесаными волосами, в костюмчике или рясе - внешний вид, пол и возраст здесь несущественны. Существенно другое: они неизменно верно транслируют сверху вниз линию руководящей и направляющей силы сов.. простите, церковного общества, обычно весьма геронтократической. Они всегда подчеркнуто лояльны по отношению к вышестоящему руководству, и здесь наступает следующий момент сходства с минувшей эпохой: в личной беседе они вполне могут согласиться с тем, что «наверху» далеко не всё гладко, но говоря публично, они никогда не позволят себе дать это понять слушателям или оппонентам. Они будут доходить до абсурда, списывая какие-то промахи ну, скажем, службы протокола, на злобных врагов, использующих в своих интересах возможности фотошопа и блогосферы, но никогда не признают черное – черным, а breguet – подлинными часами и сознательным выбором их обладателя. Напомню ещё раз, этот момент довольно важен: публично – не признают. А в частной беседе со «своими» разговор будет иным. Конечно, я могу ошибаться, и наверняка ошибаюсь, но это выглядит симптомом гниения системы. Что произошло с той системой, мы все хорошо помним.
Есть ещё одно сходство нового правсомола со своим советским предтечей – это создание всяких инициатив, вроде абсурдных крестных ходов (привыкнув к тому, что люди обычно видят в чужих словах то, что хотя видеть, уточню – не крестных ходов вообще, а именно абсурдных, имеющих не столько религиозный, сколько политико-патриотический характер), т.н. молитвенных стояний и – вот это хорошо забытое старое – обсуждений, а по сути судов, касающихся неугодных людей, как это было недавно в Тульской епархии относительно Бориса Гребенщикова. Точно такие же суды практиковались в молодежной среде первой половины прошлого века над литературными героями или историческими персонажами, вроде Печорина или Дантеса, и в этом смысле, кстати, мы можем свидетельствовать о признании БГ в кругу его церковных оппонентов как личности столь же значимой и недосягаемой, какими являются для нас герои истории и классических романов. Очень скоро на смену тем судам пришли суды над своими товарищами, не соответствующими идеалам строителей светлого будущего, а на самом деле просто слишком выделявшимися из толпы. История, скажем, стиляг может парадоксальным образом повториться в церковной среде, если нынешние разговоры о православном дресс-коде реализуются практически.
Как и в комсомольских мероприятиях советского времени, в этих инициативах очевидно вот что: они практически не отражают позицию мыслящей части общества, и призваны с одной стороны задекларировать свою лояльность пресловутой «генеральной линии», а с другой – привлечь на свою сторону тех, у кого самостоятельно думать получается не очень хорошо. Естественным результатом подобных действий является концентрация вокруг этих акций и активизация в среде СМИ самых маргинальных личностей, позволяющих себе выступать от имени Церкви с различными не только абсурдными, но и вовсе скандальными заявлениями. Вообще, конечно, всё это предельно просто формулируется известной поговоркой про молитву и разбитый лоб, но для нас главным является то, что в конечном счёте страдают от этого запутанные люди, страдает от этого церковь.
В связи с запутанными людьми придётся, наконец, упомянуть о самом печальном – это вошедшем в поговорку «комсомольском задоре». Этим понятием характеризуется неуемная активность попавшихся на идеологическую удочку личностей, не знающих удержа в своем искреннем стремлении оказаться «святее Папы». И эта удочка – именно идеологический, а вовсе не церковный или догматический инструмент. Это легко понять по тому, что Церковь и Её учение всегда находятся выше и в стороне от тех проблем, которые поднимаются на щит правсомольцами, но чтобы понять это, нужно как минимум посмотреть вверх. И немного в сторону.

*уважительно*
отэтож называется наболело!

а меня намедни пытались уверить, что наши правсомольцы искренне считают (думают), что именно они служат Церкви, спасают её там от всякого. вот вы как думаете?

а это уже надо имена называть. нельзя под одну гребёнку Фролова и Гаслова.

Я немного писал на похожую тему в прошлом году:

"Вы все, конечно, помните, кто такие были яппи, правда, они и сейчас еще есть, правда, подражать теперь им уже не так модно. Моднее быть хипстером. Этих golden youths у нас навалом. Страшно подумать, какая молодая шпана придет им на смену.

Но не так давно, на одной из семинарских публичных лекций, оглядываясь по сторонам, а также бродя в "кулуарах" некоторых наших верхов, я, кажется, понял, что они часто попадаются мне по дороге. Это "церковные яппи". Молодые, предприимчивые, целеустремленные, с холодным взглядом из-под блестящих очков. В прекрасных шелковых рясах и подрясниках. Почти все имеют низшие чины и почти все - в постриге. Не нам решать, какие причины натолкнули их на это решение, но как показывает мой личный опыт общения с начинающими church yuppie, желание пострига было навеяно пресловутым идеалом "ученого монашества". Добровольно, раз и навсегда отказавшись от семьи, church yuppie показывает, что он посвящает себя служению, и семье не место в этой иерархии ценностей.
Конечно, встречаются и яппи, имеющие семьи, сан (обычно диаконский) и небольшую должность в какой-либо конторе - епархиальной или синодальной. Но семья при этом редко играет роль малой Церкви - скорее, она нужна для самоутверждения.
В отличие от обычных яппи, церковный его вариант не делает ставку на капитал - хотя втайне рассчитывает на его получение в будущем. Он трудится ради карьеры, ради получения ученой степени, ради увеличения собственного профессионализма. Как правило, яппи просчитывает все ходы наперед и его трудно обвинить в разгильдяйстве. Он собран, вежлив, учтив, холоден. Его внешний вид - визитная карточка. Яппи невозможно увидеть в мятой рясе или нечищенных туфлях. Его прическа обычно всегда коротка и бородка идеально подстрижена, если не выбрита без остатка. Непременный атрибут яппи - очки, с тонкими золотыми дужками. Сквозь эти очки всегда пробивается холодный, целеустремленный взгляд, который должен вызывать почтение и трепет.

Нынешнее время будет только способствовать распространению и процветанию церковного "яппизма". Хотя, по большому счету, он существовал во все времена. Только теперь ему можно дать соответствующее название"

http://amg-broken-life.livejournal.com/237912.html

Как-то уж сильно на внешнем виде сделан акцент :)
По моему скромному опыту им лет под 35-40, это уже не яппи, а денди :)
Их образование скорее напоминает заученный Брокгауз и Ефрон, и научной пользы там днем с огнем...
Статей много, а мысли в них заезжены, все сплошь самопиар.

Где выжил тот, кто был заранее мертв,
А выиграл тот, кто не встал.
И только герои снимают рашпилем грим
Комнаты, лишенной зеркал...

Как вы точно написали!

При этом первая половина - как будто про Ваш сайт написана :) Апология брегета и прочие подобные вещи там частенько встречаются.

О, уже и устоявшееся название появилось!

Угу. Причем точек соприкосновения -- ого-го!

Например, про "инициативы" -- постоянно вспоминается набившее оскомину советское слово "мероприятие". Основной акцент -- на трех аспектах: идеологической выдержанности, массовости и хорошо организованной отчетности, все остальное случайно распределено по спектру от просто малоэффективного до абсурдно-идиотского.

И еще: кто из советских комсомольцев реально знал труды классиков марксизма-ленинизма? Помню, когда нас в институте силком загнали конспектировать "Манифест коммунистической партии", сколько мы там интересного для себя нашли! А ведь по комсомольской линии мы его в школе "проходили" (не говоря уже об уроках истории и обществоведения). Пара заученных цитат и лозунгов плюс следование *текущим* идеологичесаким установкам, невежество компенсируется энтузиазмом. Имхо, тут тоже просматривается четкая параллель :)

Единственное, в чем я параллелей пока не вижу: советский комсомол при всех его недостатках имел и достоинства: скажем, стройотряды, всякие туристические инициативы, "комсомольская линия" -- по которой можно было решить различные вопросы, иначе не решаемые (впрочем, справедливости ради, по той же "линии" можно было и хорошо получить -- вплоть до, скажем, отчисления из института).

(Deleted comment)
Неудивительно. Когда-то партия и комсомол взяли из церковной жизни многие формы существования и атрибутику - переиначили, спародировали - назовите, как хотите, параллели эти были очевидны внимательному глазу.
Теперь трансформация пошла в обратную сторону. Правсомол, правком...
Аналогично научные кафедры вышли из монастырских кафедр - и много чего унаследовали, до нынешнего времени.

можно даже сказать, ожидаемо было

Прекрасно помню ВЛКСМ на всех уровнях от низов до верхов. Верхи, правда, пугающе похожи. Видел нескольких московских викариев в действии. С низами посложнее ситуация. Может, дело в том, что в Церкви есть две стороны - земная и небесная. Положительный опыт устройства земных централизованных структур у среднего и старшего поколения все-таки вырос из мероприятий партийно-комсомольско-хозяйственного актива. Поэтому и акции похожи. Как устраивать церковную жизнь по-другому? Только постепенно отыскивая новые (хорошо забытые старые) формы и рассказывая о них. Дух-то Святой в Церкви дышит, где хочет. А там, где Дух Святой, там и нормальная церковная жизнь устраивается. Надо только находить эти сокровенные места и учиться у тех общин, подражая доброму.

Я не совсем понял скачок мысли от "С низами посложнее ситуация" к последующему тексту, но это ладно. Меня больше интересует вопрос приватизации Святого Духа. С одной стороны, Вы повторяете, что Он дышит, где хочет, с другой - чётко поясняете, где он дышит на самом деле (где устраивается нормальная церковная жизнь). Возникают вопросы: что значит "нормальная", насколько эта "нормальность" соответствует евангельской идее Церкви, а не нашему византийско-синодальному представлению о ней, как Вы объясняете, наконец, "нормальность" вне границ Церкви?

И почему у меня вместо "крестные ходы" упорно читается "крестовые походы"?

А в остальном все очень верно, согласна с вашими наблюдениями.

Да, наблюдаю подобные вещи, и хочется возопить гласом фарисея: "Слава Тебе, Боже, что я не в МП!"

как то напомнило: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь..."

ПС: где нет любви, там нет и Бога.

+1 n_p_n Expand
Да, сравнение напрашивается )))

Только "правсомол" пока больше похож на "комсомол, которого мы не помним", поскольку "правсомольские массы" нередко действительно думают, что ЭТО и есть Православие...
И впечатления юных участников православных флешмобов весьма напоминают воспоминания моей бабушки о том, как она в 20-е годы в красной косынке по митингам и агитбригадам зажигала (при этом за всю свою долгую жизнь она так и не удосужилась пролистать труды "классиков марксизма-ленинизма" - неинтересно ей было - но всегда считала себя коммунисткой ;))

И тенденция, действительно, предсказуема. Хотя возможностей противопоставить "правсомольской идеологии" что-то настоящее всё же больше, чем в комсомольские времена...

Да, есть такой момент. Касаясь комсомольского задора, я хотел ещё сказать о том, что нынешние правсомольцы, условно говоря, вносят в чужие дома иконы также бесцеремонно и непрошенно, как некогда их износили комсомольцы.

Всё до горечи верно... Но кстати, все эти "молитвенные стояния" без молитв, но с лозунгами, начались задолго до нынешнего делового угара. Я помню ещё лет десять назад, идучи по центру Москвы, увидел очередное такое стояние. Подошёл полюбопытствовать. И вдруг ко мне из толпы протискивается одна моя прихожанка и не без яда, победительно улыбаясь, говорит: - А что-то вас никогда раньше на таких собраниях не видно было?.. Я ей в ответ: - А вы, матушка, стало быть, ведёте тщательный учёт бывших и не бывших?.. Перекосило её, конечно, отошла молча.
И всё же, такого рода стояния - скорее дело маргинальных течений, а не офиициозных структур. Яппи охотнее поедут куда-нибудь на Селигер...

правсомол-комсомол

Уважаемый Анахорет! Вопрос профана: Вас беспокоит "правсомол" как сугубо внутреннее явление в Православии или как возможный проводник для навязывания определенных доктрин всему обществу? Я о параллелях. Ведь Комсомол не замыкался сам в себе. Он претендовал говорить "от имени всей советской молодежи", называя себя её "передовым отрядом" и, таким образом, навязывал свои идеологические установки всем. Как Вы считаете: амбиции "правсомола" распространяются только на "церковное общество" или идут дальше?

Дальше, конечно. Гораздо дальше.

Верно. Пугающе верно :)

upd не новая мысль

И еще православие стало модным (курсив), буквально. Например http://www.taday.ru/text/946349.html (когда "образы святых" вдохновляют на новую коммерческую затею - это трогательно)
Т.е. все, что можно (=хочется) подтягивают под православие так натужно, что "белые нитки" торчат отовсюду.

оч.смешно )) тадей такой тадей