Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о сорока мучениках
for aslan!
anchoret
Вот если абстрагироваться от всей беллетристики, которая привычно наполняет древние жития и, как правило, имеет мало отношения к действительности, то в сухом остатке будет скупая информация о том, что группа солдат была казнена по подозрению в измене. Тому, кто испытывал их лояльность и потом казнил, по большому счёту не было никакого дела до их исповедания. Больше того, если бы наш сведущий современник взялся экзаменовать солдатиков на предмет их упования, нет никаких сомнений, что ему пришлось бы услышать целый букет невообразимых ересей. Наконец, если бы мы имели возможность заглянуть в сердца тех людей, которые пошли тогда на смерть, то мы бы там смогли увидеть мотивацию, которая нас сильно удивила. Профессиональные воины, постоянно смотрящие смерти в лицо, разве может она их напугать, когда уже вступил в свои права азарт сражения? А это было именно оно - сражение за свою честь. Моего товарища, боевого друга, унижает какой-то особист, вынуждая к каким-то странным действиям? Да как мне жить потом, если я не встану рядом с ним сейчас?? И вставали. И гибли.
Откуда я знаю? Да потому что сам если и не такой (не представилось пока возможности), то почту за честь быть таким. А вы - разве нет?
Самое главное в этой истории, на мой взгляд, то - что эти ребята всё равно заслуженно почитаются в лике святых. А самое печальное то - что подобное снисхождение мы готовы оказывать только тем, кто уже далёк и нереален, а в своей обычной жизни мы предпочтём с остервенением выяснять у окружающих их конфессиональные, юрисдикционные, догматические предпочтения, и уцепимся за любую возможность, чтобы увидеть в ближнем не брата по оружию, а врага.
Хотя враг у нас, в общем-то, один.

  • 1
В смысле - не было дела до вероисповедания? В этом вероисповедании (нежелании поклоняться заэпрувленым имперским богам) и виделась неблагонадежность. Вот если бы Вы Красное Знамя целовать отказались, мотивируя это тем, что это идол, то сложилась бы похожая напряженка - чего то он? Не шпиен ли? И проводили бы похожее расследование. Сейчас не очень похожее, а во времена НКВД - весьма похожее.

А друзей и врагов - правильно, надо жить дружно и стараться видеть в других хорошее и делать его приоритетным.

+1
Их "замели" не по неопределенному "обвинению в неблагонадежности", а именно за отказ поклониться идолам.

с сухим остатком не согласна. ибо как ни крути, а без понимания того, что группа солдат была казнена не только по подозрению лишь в измене (кому? чему?), смысла праздника вообще нет.

Царя языческого свергнуть хотели, а поставить - православного. Ну, или арианина, хотя-бы, на худой конец.
Заговоры в военной среде - обычное дело.

Догматика - фигня, главное что-бы человек был хороший.
А кто он там, христианин или атеист - какая разница!
Главное, штоб из ружья метко стрелял.
По врагам русской нации.

Когда США воевали с Японией, то всех японцев по рождению (граждан США!) изолировали в тексказать зоны. К слову о представлениях о возможной неблагонадежности.

так все поступали.

Да, представляю себе

умирает мученик, а на том свете его приглашают сесть за стол и сдать экзамен пройти тест на православность...
«Извини, брат, не проходишь... следующий! Следующий... что нет никого?»

На мой взгляд, это лучшее, что я пока удосужился у Вас прочитать. Спасибо.

Спасибо за оценку )
(скромно потупившись): Но Вы просто мало прочитали, журналу уже во-он сколько лет )

больно сложно все у Вас

Для меня со времен моего неофитства Сороки - это законный повод прервать пост и слопать мороженого. Воспоминания из студенческих лет: первая пара пропущена (ибо внеочередная литургия преждеосвященных даров), еду на вторую, солнце печет, ручейки текут, а я, пока жду автобуса, лопаю мороженое. Самое вкусное мороженое - на сорок севастийских мучеников.

Думаю, мученики на меня не в обиде.

больно просто всё у Вас

Правду говорят, что самой характерной чертой русского православного исповедания является желание чё-нить освятить и съесть.

Примерно те же мысли думал я стоя на службе. У нас читали житие, я отметил что это была окраина империи во время Константина, хотя правил в той части его родственник Лициний, а повод к казни нашел военначальник. Мать сопровождала одного из Мучеников.
Странная для нас современных обстановка.
Мог ли их начальник казнить своих солдат произвольно без трибунала?
Как-то сомнительно, они же не его собственность.
Мне кажется, что там не было даже трибунала, поскольку события были после эдикта, да и прежде эдикта не всех христиан обязательно казнили.
Скорее всего, там было то, что мы называем дедовщиной - полковник решил унизить солдат-христиан, вывел их на мороз (баню затопил для соблазна), по сути, жестокая игра, которая превратилась в безумное зверство.
Вот это то, что мы так часто в современном мире не замечаем, когда рядом с нами кто-то кого-то гнобит за убеждения (ничтожные, до которых ему не должно быть дела) ради прикола, используя всю свою власть.

там хватает типичных калек для такого рода житий (и откуда-то взявшаяся в горах Армении мать солдата-каппадокийца - одна из них). что было на самом деле - неизвестно, вряд ли их вообще было сорок, а не 39 или 41. как рождаются легенды, мы знаем хотя бы на примере 26 бакинских комиссаров или 28 панфиловцев.
я сознательно заостряю момент на другом - на осмыслении этой истории, что бы за ней ни стояло.

...Как-то слишком хорошо получается.

(Deleted comment)
Здорово написано.

"...а в своей обычной жизни мы предпочтём с остервенением выяснять у окружающих их конфессиональные, юрисдикционные, догматические предпочтения ..."

Как точно..
У Рассела, кажется, было: сила ранних христиан заключалась в нетерпимости к инакомыслящим, а слабость их преемников, вплоть до наших дней – в том, что они весь пыл этой нетерпимости обратили друг на друга. (Не точно, но суть примерно та.)

поправка: не инакомыслящим, конечно, а язычникам.

И в воздух чепчики бросали...

Жития и древнюю историю знаю плохо. А вот аналогия про особистов, на мой взляд притянута за уши. Не припомню из услышанного/прочитанного чтобы в Красной Армии кто-нибудь заявил: "ах расстреляли боевого друга Васю, убейте и меня!". Взять к примеру "червоного казака" Примакова, матерый человечище, сколько людей за собой в Гражданскую войну вел, сколько вместе крови пролил, а как во всем признался и всех сдал, то массовых суицидов его подельников по этому поводу вроде как не наблюдалось. Или после ареста Солженицына, его жена, переставшая получать письма, пыталась узнать о судьбе мужа у его боевых друзей и начальников, с котрыми была знакома лично, - и никто не ответил, побоялись даже просто написать. Ну в СА мне уже самому пришлось служить, мученники-волонтеры для нее тоже не характерны. Может подкинете примерчики как "И вставали. И гибли." ?

Значит, Вы - не такой, вот и всё.

мне сразу вспомнился пример святого равноапостольного благоверного императора Константина Великого. Который и во время и после всех своих славных побед под крестными знамёнами, и Миланского эдикта, и Первого Вселенского собора и до самой смерти оставался понтифик максимус, высшим языческим жрецом империи. А крестился уже в 337-м году на смертном одре при участии Евсевия Никомидийского, апологета арианства. Житие об этом политкорректно умалчивает...

(прошу прощения, этот комментарий был сюда;))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account