Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о притчах 2

Есть одна вещь, одна из многих подобных ей, которая когда-то дошла до меня как-то сама собой. Я не прочитал о ней, не услышал от других, просто в какой-то момент она сама по себе стала понятной и очевидной, так что впоследствие оставалось только постоянно встречать подтверждение ей.
Дело в том, что множество историй, наполняющих патерики и жития, являются чистой воды притчами. Это не случаи из реальной жизни, не рассказы очевидцев и т.п. Когда Иисус говорил притчами, никому не приходило в голову спрашивать, как звали того сеятеля или купца, где и когда они жили и что стало с ними потом. Эти краткие сюжеты так и остались притчами - малыми поучениями с великим смыслом, аллегориями, исполненными дидактики.
Но человеческий разум (или что там вместо него) имеет одну особенность. Стоит только наделить героя притчи именем, как следующее поколение обязательно ассоциирует его с каким-то тезкой, сочинит ему биографию, сделает персонажем ещё нескольких сюжетов. Это может дойти даже до того, что в святцах появится святой, который никогда на самом деле не существовал, или существовал, но вся его святость - плод именно таких ассоциаций.
Поэтому не стоит спешить принимать за достоверную историю патериковый сюжет, вроде упоминавшегося здесь. Не стоит спешить воспринимать буквально или, тем более, пытаться подражать фантастическим (как было принято говорить раньше, баснословным) повествованиям о невероятных подвигах, чудесах, а то и вовсе чудачествах древлих аскетов и чудотворцев. Нужно учиться сохранять трезвость и извлекать из историй полезное зерно. То зерно, которое не оставит в недоумении и скорби о своих немощах, но упав на добрую землю, взойдёт и вырастет, и окажется способным принести стократный плод.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments