Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о послушании
indisputable
anchoret
Благодаря areksi ознакомился с фрагментом одного богословского творения.
«Своему пастырю — будь он апостол, епископ, духовник, игумен (восприемник при постриге) или Старец — в смысле духовного благодатного мужа — христианин обязан оказывать чрезвычайное послушание. И эта священная заповедь дана не на время, а навсегда. Если чрезвычайно, во всём слушается пастыря афонский исихаст, то он покорен Старцу в каждом шаге за дверь кельи, в каждом глотке воды и в каждом приятии или отвержении сердечного помысла. Если чрезвычайно, во всём повинуется пастырю искренне обратившаяся к Богу студентка Школы-студии МХАТ, то она слушается батюшку в отношении косметики, дискотек и продолжения учёбы по выбранной специальности».
Такое ощущение, что в статью вынесен личный конфликт со "строптивой" пасомой: "обратившаяся к Богу студентка Школы-студии МХАТ, ...слушается батюшку в отношении косметики, дискотек и продолжения учёбы по выбранной специальности" - слышишь? я тебе, да-да, тебе говорю!
Не знаю, это у профессора-протоиерея приобретенные личные профессиональные девиации, или так и не изжитые неофитские представления о духовном окормлении, но проводить полную аналогию между монашеским послушанием в самом гротескном его, патериковом изводе, и пастырским руководством мирянина, это какое-то совершенно дикое заблуждение, непростительное для священнослужителя его уровня.
О слепые вожди слепых..

(Deleted comment)
но это же ничего не меняет

Забавно, что он там цитирует свой журнал, который публично отказался вести.

Ой, больная мозоль.

Благодарю, за ознакомление с фрагментом, а то, помысел точит, что надобно, дескать, читать, а я всё никак не начну.

А теперь по теме: попробуй барышне высказать малую толику сомнения, то в ответ "в ад попадёшь, все кто окормляются не у меня, не спасутся". (реальный ответ реального маститого протоиерея, но не мне, конечно).
Кстати, они, эти самые "духовники", сколько людей поперепортили, запугали, надломали...

Какая-то часть этих людей, к сожалению, были обречены по складу своего характера. Думаю, и Вам приходилось видеть, как люди не слезают с грабель. Они будут охать, кивать головой, если им объяснить, что на самом деле требуется от духовника, но потом всё равно пойдут за благословением на покупку картошки. В этом есть что-то от мазохизма.

(Deleted comment)
Быть во всецелом послушании можно только отключив мозги. Кстати, армия, воспитывая дисциплинированность, не в последнюю степень озабочена именно этим вопросом: реакция на приказ должна быть рефлекторной, а не осмысленной. И любовь здесь выступает тем же самым инструментом, вроде сладкого наркотического опьянения: она, как гласит народная мудрость, слепа, т.е. в известной степени мозг она отключает, что для послушания и требуется.

православные эллочки должны говорить "искушение!" )

Монашеское-то такое послушание не "гротескно", а единственно нормально (в полной мере), а то, бывает, монахи без послушания до такой хрени доходят, что ой.
Но, аналогия некорректна.
Студентка должна не попов слушацца, а сначала - родителей, потом - мужа.
Православных, ессно.
Ну, или в монастырь пусть идёт, а не в школастудию.

действительно, один из монашеских обетов при вступлении в монастырь - обет послушания игумену. Но и только. Послушание Богу должно быть...

А возможно ли такое, что духовнику нужно задавать правильные вопросы, чтобы получать на них правильные ответы?
Бывает ли такое, что на определенном уровне духовного "становления" с одними сначала необходимо решать "большие вопросы", а потом "малые" (косметика, платьица и т.д.) и наоборот?
Есть ли определенная схема?

- духовнику нужно задавать правильные вопросы, чтобы получать на них правильные ответы?
И еще так сформулировать, чтоб не выкрутился и ответил так, как задумано

-(косметика, платьица и т.д.)
Обязательно узнать про цвет платочка на праздник. А вдруг - не по форме одет? ;)

А как это все вяжется с известной выставкой? Это аскетика?

при известном упорстве и сообразительности можно связать всё, что угодно, со всем, чем угодно. а нам это надо? )

Все эти сравнения послушаний с древнепатериковыми наглядно иллюстрирует статья В. В. БОлотова «К характеристике новоначального египетского монашества».
Часть, пожалуй самая любопытная, по послушанию и не только:
http://newra-78.livejournal.com/15972.html

Увы, ссылка заблокирована.

Тут одна интересная деталь...

Студенты театральных ВУЗов действительно практикуют нечто подобное монастырской аскезе (особенно девочки) и безусловному послушанию. Только служат не Богу, а сцене (что не исключает возможности веры). По сути дела, это не учеба, а именно что жестокое, но добровольное приобщение к святыне через смирение, нестяжание, неядение и проч.

Оную школу-студию МХАТ заканчивали мой отец, моя тетушка (мамина сестра, откуда и свадьба), моя сестра... дочка теперь учится в Щепкинском. Знаю, о чем говорю. :)

Я думаю, так не только в театральном мире. Если человек заинтересован в эффективном результате, он вынужден практиковать аскезу определенного рода.

"в отношении косметики" - впереди продолжения учёбы, однако.. :)

А не кажется ли вам, что тут все же акцент на слове "чрезвычайно" и на призыве к последовательности: уж если решил (сам, без принуждения) слушаться "чрезвычайно", то старайся не искать лазеек?

И потом, у этого тезиса в статье есть продолжение, как раз касающееся сравнения монашеского послушания и послушания мирянина, да и вообще - меры послушания: "Между этими крайними примерами может быть тысяча и одна промежуточная степень, но во всех случаях критерием чистоты послушания будет совесть христианина — утончающаяся с каждой одержанной победой над своим греховным «я» и притупляющаяся с каждым падением непослушания пастырю".

Здравомыслящий пастырь, по моему убеждению, должен приучать пасомого думать своей головой и, во всяком случае, категорически не должен позволять "чрезвычайного" отношения к своей особе.

Есть байка. Один человек постоянно молился: "Господи, научи меня, что мне делать сегодня
утром, сегодня днем, сегодня вечером". И делал это так настойчиво, что
Всевышний, наконец, сказал ему: "Ну, хорошо, я тебе скажу что ты
должен делать, но взамен верни мне ум, который я тебе дал".

Им обоим комфортно - ей в "духовном послушании", ему - в "духовном руководстве". Стоит ли им мешать? Вопрос только в том, какое отношение всё это имеет к подлинному христианству...

мне страшно. ведь это известный, авторитетный человек :(

все афтаритеты - страшныя.

?

Log in

No account? Create an account