Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о притчах
anchoret
anchoret
Есть какие-то приточные сюжеты, которые, как мне кажется, стоят вне времени и религий. Они кочуют из столетия в столетие, из одной традиции в другую. Сейчас случайно попался вот этот сюжет, но на моей памяти он не первый такого рода. Есть у нас какие-то общие моменты, кажется, и с античными сюжетами, и иудейскими притчами (ессесно), и т.д. Уверен, что и в древних патериках есть немало сюжетов, заимствованных из египетской культуры, которая в силу своей древности и величия просто не могла не оставить какого-то наследия подобного рода.
Т.е. в человеческой культуре в целом и в каждом человеке отдельно существует некое нравственное зерно, которое способно дать всходы на любой почве. Но это зерно обречено быть заглушенным другими, о степени полезности или вреда которых я предоставляю каждому судить самостоятельно.

  • 1
Душа по природе своей христианка. А эта природа лезет наружу даже у язычников.
Касаемо этого сюжета, я думаю, тут не сходство духовных императивов, а несомненный плагиат. Но дело даже не в заимствовании сюжета, а в каком-то брутальном бытовом искажении (виноград, согласитесь, гораздо изящнее, я бы сказал, эллинистичнее, чем овечья голова, но голова как раз ближе и понятнее для более примитивной культуры язычников-кочевников).
К слову, автор Лавсаика инок Палладий жил в IV-V веке, а сподвижник Мухаммеда Абдуллах ибн Умар умер в 692 году н. э.

У меня нет сомнений относительно того, кто у кого заимствовал ) Но вот фраза про "душу - природную христианку" мне напоминает о том, что душа по природе своей старше и Тертуллиана и христианства.

Если Христос - Бог, а человек создан по образу и подобию Божию, то Тертуллиан тут ни при чем. Он просто озвучил. ;)))

(Deleted comment)
И что? Фрезер в своей книге "Фольклор в Ветхом Завете" приводит многочисленные случаи заимствования библейскими авторами изначально языческих сюжетов.

(Deleted comment)
кто же говорит про страшное.
речь о том что арабы-монотеисты заимствовали сюжет. И в этом нет ничего необычного. Не о чем волноваться.

(Deleted comment)
История вообще-то разная. Народы не возникали одновременно. Есть народы очень древние, есть относительно молодые. А еще множество исчезнувших.

(Deleted comment)
Вы меня не поняли. Мухаммед проповедовал среди кочевых племен язычников, в том числе арабов. Голова животного для этих грубых племен гораздо понятнее винограда, который они никогда не возделывали, а, некоторые, может, и не пробовали.

Эллинистичность в данном случае - принадлежность к более тонкой и развитой культуре, а не отсыл к многобожию.

(Deleted comment)

Re: сделав умное лицо, как у уважаемого Анахорета...

Ну Вы же откровенно прицепились к слову "эллинизм", которое я даже с оговоркой написал (я бы сказал), а по существу коммента ничего не сказали. Убери я это слово, и смысл коментария не изменится. Нет ли здесь с Вашей стороны троллинга? ))
Не спорю, кочевники могли пить вино, точно так же как люди пьют вино в Москве. Но в Москве виноград не растеть. Но Вы все время пытаетесь мне доказать то, с чем я спорить не собираюсь.
Суть комментария: заимствование христианской монашеской истории к кочевнической среде и адаптирование под ее кочевнический нрав.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
В истории про калужского дворянина, коим был имам, явная натяжка, рассчитанная на недалёкого читателя. Мюрида надо было сравнивать хотя бы со штабным офицером, а солдата - с солдатом. Не говоря уже о том, что мюрид - по определению религиозно озабоченный человек, завёрнутый на омовениях. В общем, рояль в кустах.
ЗЫ Будете касаться моего лица своими пятикратно омытыми дланями - забаню.

(Deleted comment)
(Deleted comment)

Re: сделав умное лицо, как у уважаемого Анахорета...

Я думаю, что сын имама Шамиля, который жил в Питере, а умер в каком-то там кавказском ауле от тоски, с Вами бы поспорил.
Сравнение мюридовой и солдатской ноги - не более чем восточная хитрость. Каждый занимается своим делом: один спасает свою жизнь пятикратным омовением, - другому важнее научиться быстро окапываться. Я ведь не могу допустить, что Великий и Мудрый имам не мог отличить понятие культура от правил личной гигиены. )

Собссно о культуре.
Насколько я помню, не Александр II закончил свою жизнь в каком-нибудь Урус-Мартане, а как раз имам Шамиль коротал остаток своей жизни в Калуге (я не говорю о месте его смерти, а то опять к словам цепляться начнете). А все потому, что культура измеряется не пятикратно мытыми солдатскими ногами, а дипломатией, воинским искусством и техническим оснащением.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account