Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о притчах
anchoret
anchoret
Есть какие-то приточные сюжеты, которые, как мне кажется, стоят вне времени и религий. Они кочуют из столетия в столетие, из одной традиции в другую. Сейчас случайно попался вот этот сюжет, но на моей памяти он не первый такого рода. Есть у нас какие-то общие моменты, кажется, и с античными сюжетами, и иудейскими притчами (ессесно), и т.д. Уверен, что и в древних патериках есть немало сюжетов, заимствованных из египетской культуры, которая в силу своей древности и величия просто не могла не оставить какого-то наследия подобного рода.
Т.е. в человеческой культуре в целом и в каждом человеке отдельно существует некое нравственное зерно, которое способно дать всходы на любой почве. Но это зерно обречено быть заглушенным другими, о степени полезности или вреда которых я предоставляю каждому судить самостоятельно.

  • 1
Душа по природе своей христианка. А эта природа лезет наружу даже у язычников.
Касаемо этого сюжета, я думаю, тут не сходство духовных императивов, а несомненный плагиат. Но дело даже не в заимствовании сюжета, а в каком-то брутальном бытовом искажении (виноград, согласитесь, гораздо изящнее, я бы сказал, эллинистичнее, чем овечья голова, но голова как раз ближе и понятнее для более примитивной культуры язычников-кочевников).
К слову, автор Лавсаика инок Палладий жил в IV-V веке, а сподвижник Мухаммеда Абдуллах ибн Умар умер в 692 году н. э.

У меня нет сомнений относительно того, кто у кого заимствовал ) Но вот фраза про "душу - природную христианку" мне напоминает о том, что душа по природе своей старше и Тертуллиана и христианства.

Если Христос - Бог, а человек создан по образу и подобию Божию, то Тертуллиан тут ни при чем. Он просто озвучил. ;)))

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ну, хорошо хоть что овечью, а не человечью... У папуасов каких и так могло-бы получиться, на их-то почве....

а я на другое обратила внимание: Панченко активно миссионерят. выдержит ли?

Марина, вы имели в виду "Пащенко", что ли?
если да, то вам показалось.
1) мы с Сашей давние друзья;
2) я люблю свои посты "аккуратненько" оформлять; в данном случае речь о http://cmart.livejournal.com/568407.html
На Лавсаик и на Союзмульфильм такие аккуратненькие ссылки, а на хадис про овечью голову - нет.

Олег, прошу прощения за ошибку. но впечатление именно такое создается.

По-моему, это называется "интернациональные сюжеты".

У кого называется?

военная тайна )))

В античности был сюжет о Фалесе,которому вручают треножник (чашу)причитающиеся мудрейшему из людей.Он передает его другому мудрецу,тот третьему и все возвращается к Фалесу.После этого он жертвует его храму.Описано Диогеном Лаэртским. у Марселя Паньоля в "Детстве Марселя" в притче о виноградной грозди фигурирует Отец Семейства,который отдает кисть Матери,та детям,дети - отцу.Марсель,дитя атеиста отца(учителя гимназии),на вопрос дяди почему кисть вернулась к Отцу - отвечает,что ,видимо,она была побрызгана купоросом.

Точно! Я же знал этот сюжет, и не вспомнил! Спасибо.

Пожалуйста.

о круговороте

Последний щелчок
Танген с детства учился у Сенгая. Когда ему исполнилось 20 лет, он захотел оставить своего учителя и посетить других учителей, чтобы сравнить обучение. Но Сенгай не позволил ему сделать это. Каждый раз, когда Танген просил об этом, Сенгай щёлкал его по лбу. Наконец, Танген попросил своего старшего брата уговорить Сенгая дать разрешение. Брат выполнил просьбу и сказал Тангену:

— Всё улажено. Я договорился, что ты отправляешься немедленно в паломничество.

Танген пошёл к Сенгаю поблагодарить за разрешение. Мастер в ответ щёлкнул его по лбу. Когда Танген рассказал об этом старшему брату, тот сказал:

— В чём же дело? Сенгаю нечего делать, если он сначала даёт разрешение, а потом передумывает. Пойду поговорю с ним.

И он отправился к учителю.

— Я вовсе не изменил решения, — сказал Сенгай. — просто мне захотелось в последний раз щёлкнуть его, потому что, когда он вернётся, он будет просветлённым, и мне нельзя уже будет выговаривать ему.

(дзенская притча)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account