Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Самозванец

Возвращаясь к субботней выдаче...
Отпевание было уже заказано прямо в этом морге. В принципе, ничего удивительного. Все московские морги давно "разобраны" священниками в частном порядке или даже "приписаны" к тому или иному приходу. Людям это удобно, т.к. они экономят на автобусе (оплата почасовая, и пока он доедет от морга до храма, пока там начнётся отпевание, пока закончится... время-то идёт) или просто не хотят морочаться с переездами. В этом случае отпевание в морге обычно является альтернативой отпеванию заочному, что в принципе неплохо.
Это удобно моргу, т.к. он обычно имеет с этого копеечку от священника. Это удобно и священнику, потому что слухи о поголовной материальной сверхобеспеченности столичного духовенства являются несколько преувеличенными.
Отпевали сразу двоих. Совершителя отпевания я особо сначала не разглядывал, и впечатления о нём никакого себе не составил. Ну, разве что отметил машинально, что никакого вступительного слова к собравшимся родственникам, которое бы настроило их на молитву или хотя бы объяснило элементарные правила поведения за богослужением, он не сказал; собственно, и так немногие это делают.
С первой минуты начала действа стало понятно, что что-то не так, а ещё через две-три я уверился, что перед нами не священник. Человек в рясе и зелёной епитрахили совершенно не знал последования службы, да и по церковно-славянски читал с ошибками, простительными лишь новичку (особенно "порадовало" "Сна Божия" в Евангелии, которое читалось почему-то в конце "службы"; если кто не знает - это сокращение под титлом слова "Сына", и читают "сна" вместо "сына" и "два" вместо "дева" только люди, делающие свои первые шаги в освоении премудрости церковного чтения).
Только два прошения из ектении, не до конца прочитанная молитва по ектенье, ни разрешительной молитвы, ни "Со святыми упокой", ни "Вечной памяти", зато зачем-то обрызгал покойников водой, зачерпнув её кропилом из мутной хрустальной салатницы.
Сейшн закончился и санитары за положенную мзду вынесли по очереди оба гроба.
Возможно, - подумал я, - что его действительно рукополагал какой-нибудь бродячий катакомбный архиерей (здесь практически каждое слово надо брать в кавычки - от "рукополагал" до "архиерей"), которых сейчас хватает. Впрочем, из них половина - тоже самозванцы. Но почему нельзя было хотя бы посмотреть несколько раз, как отпевают в настоящей церкви настоящие священники, чтобы поубедительнее выглядеть самому?
Понятно, что взывать к совести существа в облачении было бы неразумным оптимизмом, но и администрация морга отнеслась довольно спокойно к новости о том, что батюшка, услуги которого они предлагают людям, фальшивый. Видимо, это для них вовсе и не новость. Оказывается, он "сам пришёл" ещё три года назад и "многие уже жаловались".
Сколько же человек он так "отпел" за три года?
Звонить в Патриархию или телебандитам из "Времечка" я не стал, и вот почему.
Несколько лет назад была такая история. Один священник, о.С., вышел за штат в далёкой епархии, где он честно отслужил несколько лет, и вернулся домой, в Москву. Причина выхода за штат - серьёзные проблемы со здоровьем из-за тамошнего климата. Здесь его не спешили включать в штат епархии, и он до поры устроился отпевать при морге. И вот какая-то добрая женщина, которой стало жалко денег, заплаченных о.С. за отпевание (помнится, ей соседки сказали, что в "их" церкви рядом с домом дешевле, а заочно - так и ещё дешевле было бы), наклепала в Патриархию и на ТВ. "Времечко" с готовностью сняло телесюжет, где выставляло священника самозванцем. Надо было видеть, как эта особа прятала глаза, когда давала интервью, а Диваков, функционер из канцелярии епархии и, по Божьему попущению, протоиерей-благочинный ЦАО, глаз не прятал, и честно поведал в объектив камеры, что "ходят там всякие, облачение купить сейчас несложно", хотя прекрасно знал и о.С. и его проблему. Делать праздник Дивакову и тележурналюгам, да и подставлять других священников, служащих при моргах, не хотелось.
А о.С. с тех пор работает по своей гражданской специальности и больше не служит.
И ещё я вспомнил об одном случае, бывшем в XIX в. Беглому каторжнику какими-то неправдами удалось выдать себя за священника в сибирской глуши, и он более десяти лет служил на приходе. Возможно, когда-то был служкой при Церкви, и чему-то там научился. И вот он служил: крестил, венчал, отпевал, причащал, пока совесть не замучала его, и он не пришёл в полицию сам. Ну, его-то снова на каторгу отправили, а вот Синод имел по этому вопросу суждение и, рассмотрев обстоятельства дела, решил признать все действия, совершённые самозванцем в качестве священника, действительными: заново никого не перекрещивали.
Но новопреставленная, о которой я говорил в самом начале, всё-таки была ещё отпета заочно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments