Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о воскресных чтениях
indisputable
anchoret
С моей точки зрения самый (или один из самых) неблагодарный текст для проповеди - это именно сегодняшний Лк.30, про воскрешение сына наинской вдовы. Кроме самых банальных речений здесь сказать нечего, и это не единственное воскресное чтение такого рода. Мудро поступают те настоятели, что выбирают для таких дней какое-то из тех чтений, что не звучат никогда в храме, где не служатся будничные службы, но при этом являются крайне важными. Впрочем, об этом ещё о.С.Желудков писал.

Update: В комментах разместил найденную цитату из о.С.Желудкова. Кстати, подозреваю, многие не знают, что его фамилия правильно произносится с ударением на последний слог.

  • 1
я уж давно собираюсь написать маленький пост о воскресных зачалах...

Или пространно процитировать о.Сергия, чтобы не повторяться )

Новый завет исправно разбит у нас на «зачала» — на ежедневные чтения на литургиях всего года. Но ежедневно в храм никто не ходит, и собственно общественным Богослужением являются у нас воскресные и праздничные службы, когда в наиболее полном составе в храм сходятся все христиане данной местности. Поэтому, казалось бы, на литургиях в дни воскресные и праздничные должны быть подобраны такие чтения, которые наиболее полно и всесторонне представляли бы собою Новый Завет. Но вот — просто удивительно: посетитель воскресных и праздничных литургий услышит у нас явно неудачный подбор евангельских чтений. Он услышит, например, дважды в году одни и те же чтения:

О призвании апостолов (Неделя 2 и Неделя 18);
об исцелении бесноватого и о гибели стада свиней (Неделя 5 и Неделя 23);
об исцелении расслабленного, опущенного через кровлю дома (Неделя 6 и Неделя 2 Великого поста);
об исцелении бесноватого отрока (Неделя 10 и Неделя 4 Великого поста);
о богатом юноше (Неделя 12 и Неделя 30);
притчу о званных на вечерю (Неделя 24 и 28);
проповедь о несении креста своего (Неделя по Воздвижении и Неделя 3 Великого поста).

Но если он даже самым аккуратным образом будет посещать все воскресные и праздничные литургии, он никогда не услышит об Искушениях Христа, большей части Нагорной проповеди, беседы о детях, притчи о делателях, призванных в разные часы, эпизода с динарием Цезаря, беседы о Воскресении мертвых, эпизода «Не знаете, какого вы духа», притчи о пропавшей овце и потерянной драхме, притчи о неверном управителе, истории о двух лептах вдовицы... И Апостольские чтения, за исключением немногих, просто явно случайны, в воскресные дни мы слышим, например, оторванный от текста и ничем не примечательный конец Послания к Коринфянам (Неделя 13) или такой же конец Послания к Галатам (Неделя 22). Но мы можем всю жизнь посещать храм и не услышим там, например, Гимна любви апостола Павла.

На Литургиях в Богородичные праздники читается всякий раз одно и то же Евангелие — о Марии, которая «благую часть избра» (Лк X, 38-42); какое отношение имеет это к Богоматери, кроме совпадения имени? Сюда механически приставляется ублажение Богоматери женщиной из народа, взятое из другого места Евангелия (Лк XI, 27-28), но со словами, вводящими слушателя в заблуждение — «Бысть же, егда глаголаше сия», — как будто женщина и народ слушали беседу Учителя с Марфой. Зачем этот недопустимый «монтаж» священного текста?

Евангельские чтения Пасхальной седмицы представляют странный диссонанс с содержанием Праздника. Только в Светлый Вторник читается воскресное Евангелие — о Явлении на пути в Эммаус... Это остаток более древнего, лучшего обычая: «О Воскресении Господа нашего в эти дни по обычаю читается из всех книг святого Евангелия»(бл. Августин, слово 331).

Ошибочность подбора чтений в приведенных примерах очевидна. Совершенно необходимо подготовить другие рекомендации. И следовало бы вообще предоставить настоятелю больше свободы в этом деле. Однажды на праздничном молебне я услышал вместо положенного зачитанного отрывка «Во дни оны восставши Мариам» (Лк I, 39-49,56) совсем «новое» чтение — как Она стояла у креста Иисуса (Ин. XIX, 25-27). Помню, как хорошо, уместно прозвучало это «новое» чтение. И никакой беды не случится, если в Ильин день, например, вместо не очень-то подходящего отрывка Лк. 1У, 23-30 прочитать об исполнившемся пророчестве, что не в буре и не во огне — Господь (Лк. IX, 51-56). Или если на Водоосвящении вместо совсем неподходящего сомнительного текста Ин. У, 1-4 (стих 4 в древнейших рукописях отсутствует) настоятель изволит прочитать Евангелие праздника или другое по своему выбору... Мне представляется, что и на простых молебнах следовало бы вместо одного и того же зачитанного кусочка читать (и переводить, переводить) каждый раз новые избранные тексты Евангелия. Надо же понять значение того факта, что только в храме может русский человек услышать Священное Писание.

Литургические заметки

Да, это грустная цитата. Я даже не поверил, признаться, когда это прочёл - решил, что просто быть такого не может, наверняка какая-то ошибка вкралась =)

У умных людей мысли сходятся (скромно и со вкусом). У католиков после 2ВС появился трехлетний цикл НЗ чтений, так что круг чтений значительно расширился. Так что даже велосипед изобретать не приходится - все уже "паписты" и "экуменисты" придумали.

А если серьезно. Мне кажется, что, из-за того что бОльшая часть прихожан участвуют только в воскресной службе, необходимо в воскресенье прочитывать все полагавшиеся за прошедшие шесть дней чтения + текущее воскресное. Будние чтения редко бывают протяженными, так что много времени это "семидневное" чтение не займет. Исключением являются чтения Великих понедельника-среды, не в Пасху же их читать; для них как раз предшествующие воскресенья Великого поста подошли бы. А то Великий пост - время молитвенных подвигов, а воскресные чтения - крохотные: чуть отвлекся мыслью и уже "Слава Тебе, Господи!"

Выбор же чтения на Богородичные праздники вообще анализу не поддается. Причем тут Мария и Марфа (1 часть)? А 2ая часть вообще бьет по почитанию Богородицы не в бровь,а в глаз. "Блаженно чрево, носившее Тебя" - говорит фанатичка из толпы, ничего кроме акафиста "Прибавление ума" не читавшая. " А хрен тебе, дура старая" - отвечает Господь, - "Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его"

  • 1
?

Log in

No account? Create an account