Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о воскресных чтениях
indisputable
anchoret
С моей точки зрения самый (или один из самых) неблагодарный текст для проповеди - это именно сегодняшний Лк.30, про воскрешение сына наинской вдовы. Кроме самых банальных речений здесь сказать нечего, и это не единственное воскресное чтение такого рода. Мудро поступают те настоятели, что выбирают для таких дней какое-то из тех чтений, что не звучат никогда в храме, где не служатся будничные службы, но при этом являются крайне важными. Впрочем, об этом ещё о.С.Желудков писал.

Update: В комментах разместил найденную цитату из о.С.Желудкова. Кстати, подозреваю, многие не знают, что его фамилия правильно произносится с ударением на последний слог.

  • 1
"Это повесть обращают наше внимание на трагизм человеческого существования". Согласитесь, что там, мягко говоря, не об этом. Но это нормальный гомилетический приём: коль скоро сам контекст не позволяет особо развернуться, выхватить из него слово, фразу, предложить мало связанную с ним мысль (как в этом случае), и строить проповедь уже на ней.

Надо будет его дочитать....

Меня не перестает удивлять твоя способность забрасывать книжки, от которых невозможно оторваться %)

Ну раньше всякая Москва мешала: только зачитаешься, как поедешь. Поедешь без книжки. Там что-то встретится.....

Или: только начнёшь, как придёт какое-нибудь прогрессивное человечество и что-нибудь порекомендует.

И не забрасывать, а откладывать, ваще.

%)

зы. Желудкова я на днях чуть было не взяла с собой. :) Ну и, как бы, толку? — Я в тот день забирала Сельмановича. Очень не хватает второй головы.

это кажется единственная книжка про которую наш батюшка просто сказал мне что не вернет :)

я уж давно собираюсь написать маленький пост о воскресных зачалах...

Или пространно процитировать о.Сергия, чтобы не повторяться )

Новый завет исправно разбит у нас на «зачала» — на ежедневные чтения на литургиях всего года. Но ежедневно в храм никто не ходит, и собственно общественным Богослужением являются у нас воскресные и праздничные службы, когда в наиболее полном составе в храм сходятся все христиане данной местности. Поэтому, казалось бы, на литургиях в дни воскресные и праздничные должны быть подобраны такие чтения, которые наиболее полно и всесторонне представляли бы собою Новый Завет. Но вот — просто удивительно: посетитель воскресных и праздничных литургий услышит у нас явно неудачный подбор евангельских чтений. Он услышит, например, дважды в году одни и те же чтения:

О призвании апостолов (Неделя 2 и Неделя 18);
об исцелении бесноватого и о гибели стада свиней (Неделя 5 и Неделя 23);
об исцелении расслабленного, опущенного через кровлю дома (Неделя 6 и Неделя 2 Великого поста);
об исцелении бесноватого отрока (Неделя 10 и Неделя 4 Великого поста);
о богатом юноше (Неделя 12 и Неделя 30);
притчу о званных на вечерю (Неделя 24 и 28);
проповедь о несении креста своего (Неделя по Воздвижении и Неделя 3 Великого поста).

Но если он даже самым аккуратным образом будет посещать все воскресные и праздничные литургии, он никогда не услышит об Искушениях Христа, большей части Нагорной проповеди, беседы о детях, притчи о делателях, призванных в разные часы, эпизода с динарием Цезаря, беседы о Воскресении мертвых, эпизода «Не знаете, какого вы духа», притчи о пропавшей овце и потерянной драхме, притчи о неверном управителе, истории о двух лептах вдовицы... И Апостольские чтения, за исключением немногих, просто явно случайны, в воскресные дни мы слышим, например, оторванный от текста и ничем не примечательный конец Послания к Коринфянам (Неделя 13) или такой же конец Послания к Галатам (Неделя 22). Но мы можем всю жизнь посещать храм и не услышим там, например, Гимна любви апостола Павла.

На Литургиях в Богородичные праздники читается всякий раз одно и то же Евангелие — о Марии, которая «благую часть избра» (Лк X, 38-42); какое отношение имеет это к Богоматери, кроме совпадения имени? Сюда механически приставляется ублажение Богоматери женщиной из народа, взятое из другого места Евангелия (Лк XI, 27-28), но со словами, вводящими слушателя в заблуждение — «Бысть же, егда глаголаше сия», — как будто женщина и народ слушали беседу Учителя с Марфой. Зачем этот недопустимый «монтаж» священного текста?

Евангельские чтения Пасхальной седмицы представляют странный диссонанс с содержанием Праздника. Только в Светлый Вторник читается воскресное Евангелие — о Явлении на пути в Эммаус... Это остаток более древнего, лучшего обычая: «О Воскресении Господа нашего в эти дни по обычаю читается из всех книг святого Евангелия»(бл. Августин, слово 331).

Ошибочность подбора чтений в приведенных примерах очевидна. Совершенно необходимо подготовить другие рекомендации. И следовало бы вообще предоставить настоятелю больше свободы в этом деле. Однажды на праздничном молебне я услышал вместо положенного зачитанного отрывка «Во дни оны восставши Мариам» (Лк I, 39-49,56) совсем «новое» чтение — как Она стояла у креста Иисуса (Ин. XIX, 25-27). Помню, как хорошо, уместно прозвучало это «новое» чтение. И никакой беды не случится, если в Ильин день, например, вместо не очень-то подходящего отрывка Лк. 1У, 23-30 прочитать об исполнившемся пророчестве, что не в буре и не во огне — Господь (Лк. IX, 51-56). Или если на Водоосвящении вместо совсем неподходящего сомнительного текста Ин. У, 1-4 (стих 4 в древнейших рукописях отсутствует) настоятель изволит прочитать Евангелие праздника или другое по своему выбору... Мне представляется, что и на простых молебнах следовало бы вместо одного и того же зачитанного кусочка читать (и переводить, переводить) каждый раз новые избранные тексты Евангелия. Надо же понять значение того факта, что только в храме может русский человек услышать Священное Писание.

Литургические заметки

Да, это грустная цитата. Я даже не поверил, признаться, когда это прочёл - решил, что просто быть такого не может, наверняка какая-то ошибка вкралась =)

У умных людей мысли сходятся (скромно и со вкусом). У католиков после 2ВС появился трехлетний цикл НЗ чтений, так что круг чтений значительно расширился. Так что даже велосипед изобретать не приходится - все уже "паписты" и "экуменисты" придумали.

А если серьезно. Мне кажется, что, из-за того что бОльшая часть прихожан участвуют только в воскресной службе, необходимо в воскресенье прочитывать все полагавшиеся за прошедшие шесть дней чтения + текущее воскресное. Будние чтения редко бывают протяженными, так что много времени это "семидневное" чтение не займет. Исключением являются чтения Великих понедельника-среды, не в Пасху же их читать; для них как раз предшествующие воскресенья Великого поста подошли бы. А то Великий пост - время молитвенных подвигов, а воскресные чтения - крохотные: чуть отвлекся мыслью и уже "Слава Тебе, Господи!"

Выбор же чтения на Богородичные праздники вообще анализу не поддается. Причем тут Мария и Марфа (1 часть)? А 2ая часть вообще бьет по почитанию Богородицы не в бровь,а в глаз. "Блаженно чрево, носившее Тебя" - говорит фанатичка из толпы, ничего кроме акафиста "Прибавление ума" не читавшая. " А хрен тебе, дура старая" - отвечает Господь, - "Блаженны слышащие слово Божие и исполняющие его"

Уместно сделать акцент на слове "сжалился". Очень важный аспект для подражания Христу. Очень игнорируемое чувство у многих верующих (иные к тому же любят подводить под отсутствие жалости идеологическую базу), хотя в нас "должны быть те же чувствования, что и во Иисусе Христе".

Слова "единственного сына у матери" тут тоже могут помочь в проповеди.


Да какая тут проповедь может быть, если одного воскресил, а других не воскрешает!

Я считаю, что после этого нужно просто повесить на церковь замок и разойтись по домам )))
В том и искусство проповедника оратора, чтобы заморочить слушателям головы!

Там ещё одна есть тема, сходная: Елисей тоже воскресил ребёнка у безутешной женщины, так что воскрешение одного ребёнка ничего не доказывает. Можно теоретически представить себе смелую проповедь, которая начинает с этого, а потом всё-таки как-нибудь выворачивает на оптимистический лад =)

А я думал, что это только мне так тяжело проповедь далась

А мне вообще последнее время всё больше кажется ненужность проповеди во время богослужения. Тем более если её пытаются вымучить из не очень подходящего дневного Евангелия.

Да, мне тоже проповедь скорее мешает, разрывает постановочную целостность службы. Но я понимаю, что в храме масса людей, которым это нужно (если только проповедь толковая, а не сопли не о чём).

Терпеть не могу проповеди в храме слушать, за оч. редким исключением. Чаще всего заметно, что священнику сказать совершенно нечего. Тем не менее, некоторые даже при таком условии умудряются глаголать по полчаса.

Дык это ж как раз очевидный момент: чем меньше есть что сказать, тем свободнее льётся речь ))

в одной из версий "Канона за болящего" проводится такая параллель:
"Сына вдовича оживив Спасе, тоя слезы преложил на радость, и ныне спаси недугом тлеющего раба Твоего, да и наша скорбь и болезнь на радость прейдет."(с)

но здесь речь не об этом.
реформирование необходимо. хотя бы потому, что в православном мире соблюдение ритуала на государственном уровне(как, в мусульманских странах) практически невозможно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account