?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о молитве
freethinker
anchoret
У papá была собака, дружелюбная такая бульдожка, непрерывно демонстрировавшая крайнюю степень готовности стащить что-нибудь со стола. И как-то на мой укор, что надо же всё-таки псину воспитывать, папа в шутку продемонстрировал, как замечательно она выдрессирована. Непрерывно приговаривая "нельзя, нельзя", он выложил из своей тарелки на край стола кусочек чего-то вкусного. Собачий нос замер в непосредственной близости от лакомства. Через мгновение-другое папа дал команду "взять", которую собака с готовностью "исполнила". "Надо же, успел", заметил я, после чего мы благодушно посмеялись. Было слишком очевидно, что команда едва успела опередить начавшееся движение собачьей морды к угощению, предназначенному для воспитанной собаки.
Эта история приходит мне на память, когда речь заходит о силе и действенности молитвы. Мы знаем, что молитва бывает трёх родов: хвалебная, просительная и благодарственная, но преимущественно за просительной мы признаём свойство что-то изменять в этом (или даже том) мире, и верим в это её свойство. А суть просительной молитвы всегда укладывается вот в это "взять" (обычно, всё-таки, "дать") - команду, посылаемую Небу. Иногда её успеваешь вставить в ход событий, иногда нет, иногда вставляешь с тем же успехом, как если бы перед собакой был пустой стол, с которого и брать нечего. Никто и никогда не сумеет доказать, что ход вещей со всей своей естественностью или, напротив, непонятными изменениями, не является плодом чьих-то молитв, и наоборот.
Интерпретация результата прошений не отличается особым разнообразием. Если просимое в молитве получено, то мы понимаем, что это произошло не иначе, как вследствие молитвы, если нет - значит, у Бога свои виды на вожделенный для нас плод. Может показаться обидным, конечно, когда эти виды не только не соответствуют нашим примитивным представлениям о Всеблагом и Всемогущем, но и вовсе покушаются их разрушить, однако нас это не смущает, потому что в священных скрижалях все ходы записаны, и мы знаем, что "Мои мысли - не ваши мысли" (Ис 55:8) и т.д. Это должно послужить вполне исчерпывающим объяснением при любых наших умственных или нравственных затруднениях понять логику происходящих событий.
Ещё один затруднительный момент для постижения причинно-следственной связи между молитвой и последующей действительностью, это невозможность зафиксировать эту связь. Вот если сто раз насыпать в стакан воды соль, то мы сто раз получим стакан солёной воды. С молитвой не так. Можно тысячу раз попросить о довольно простой вещи и не получить её, а можно один раз попросить что-то невообразимое - и получить с избытком. А можно и не просить с тем же результатом. Да, Иисус сказал "просите - и дастся вам", а Воланд сказал, что "никогда ничего не просите - сами придут и всё дадут", но жизнь оговаривает условия совсем иначе: "просите/не просите - всё равно либо дастся, либо нет".
Вообще же связь между посылом и результатом - исключительно предмет веры. Собственно, я знаю только один род молитв, который действует проверенно и безотказно: это молитвы освящения, благословения и т.п. Кто не верит, может попробовать сам. Произнес формулу освящения - всё, вещь освящена. Правда, разница между освященной и неосвященной вещью тоже будет неочевидна и всё равно в конечном итоге явится предметом веры, но неважно.
Однако что-то, всё-таки, молитва всегда меняет довольно заметным, а то и очевидным образом. Вернее, не "что-то", а "кого-то": речь идёт о молящемся человеке. Молитва меняет именно его. Или не меняет. Или меняет не так, как ему самому хотелось бы. Но у меня, честно говоря, нет уверенности, что она призвана менять что-то ещё.

На эту тему, мне кажется, очень точно высказался Тарковский в "Сталкере". У Сталкера такие отношения с Комнатой, что просительные молитвы ему внутренне без надобности. У него все устраивается само собой. Это другие приходят попросить, а он пытается им объяснить, что просить как раз не надо.
Ну, конечно, Комната - это очень сомнительная метафора Господа нашего Иисуса Христа, а так - по-моему, многое правильно угадано.

Я так давно это смотрел... теперь ведь пересматривать придётся!

я у кого-то читала такую мысль... какую-то такую... как сказать... что внутреннее желание, стремление, просьба - но не сформулированная даже в слова, мб, — это тоже молитва, по сути.

вообще я так мыслю, что сама жизнь может являть собою род молитвенного устремления. но обычно, когда мы говорим о молитве, то имеется в виду "семипоклонный начал" - и понеслось

Не всякого можно просить, не обо всем можно молиться.
А научиться желать только угодного Богу - это тяжкий духовный труд. Кому он удается, вокруг того спасаются тысячи.

Я не готов к разговору лозунгами.

Ну, по идее, всё это можно отнести к религиозности в целом, я даже скажу сильнее - всё это можно отнести к Богу, а уже оттуда аналогичная ситуация, естественно, и со всем, что с Богом связано, включая и разговор с Ним - молитву.

посему это и называется "верой"

Интересный ответ мироздания на утренние мои размышления на эту тему. :))

***Но у меня, честно говоря, нет уверенности, что она призвана менять что-то ещё.***
Плывут пароходы -- привет деистам!
Пролетают летчики -- привет деистам!
Пробегут паровозы -- привет деистам!
А пройдут пионеры -- салют деистам!

молится можно не просительной а выбирательной, типа подай если можешь или не подавай если так считаешь нужным:)

это всё равно просительная, только с определёнными церемониями. причем ужимки эти, как мне кажется, с чисто психологической точки зрения являются попыткой манипулирования и рассчитаны на недалёкое, вздорное и самолюбивое существо. но разве Бог таков?

Edited at 2010-10-19 05:12 am (UTC)

Мне кажется, основная цель молитвы это согласование воли человека и Бога, что-то вроде вот этого http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/words2/102.html

Это при условии, что мы уже сами решили, какова эта воля. Например, мы рассуждаем: разве может быть так, чтобы Бог не хотел помочь этому несчастному? Надо помолиться! А потом оказывается, что, видимо, либо не хотел, либо одно из двух.
Рассуждения геронды, на мой взгляд, очень наивны, там сплошная декларативность и чрезмерная априорность. Кроме того, мне непонятно, почему ни у кого не вызывает сомнения нравственный облик существа, которое будет помогать только если его попросят (или всё равно не будет помогать). Да ещё с оглядкой на диавола: что, дескать, станет говорить княгиня Марья Алексевна. Практически это отчаянная попытка хоть как-то увязать то, что мы имеем, с тем, что мы себе вообразили.

плюс много. спасибо за честность

да не за что, я не делаю нечестных постингов )

Я расскажу как это происходит у меня. Если не задаваться целью вербализовать молитву, а что называется размышлять в Присутствии, т.е. ощущать Господа, наблюдающим за тобой, то молитва представляет из себя 2 потока. Первый поток - это размышления как поступить в сложной этической ситуации. Здесь молитва - это подключение к массиву этических данных Писания и личного нравственного опыта. Лично у меня молитвенное рассуждение не раз давало гораздо более мудрый план действий, чем первоначальная реакция. Я уверен, что Господь действует в уме человека, но даже если отнестись к этому скептически, то в любом случае мы умственно подключаемся к Писанию, уникальность которого верующему доказывать не надо. Второй поток - это просьба о вещах не контролируемых человеком. Здесь важен опыт, который позволяет отделять цели от средств. Средства, которые мы предлагаем Господу могут быть неверными, пребывая же как можно чаще в молитве, мы можем вовремя отделить средства от целей и видеть в незапланированном развитии событий окно возможностей которое дает Господь. Ну и надо помнить притчу Соломонову:
"Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость." (Притч 28:9)

voices are calling from inside my head ©

Я уверен, что Господь действует в уме человека

Смотря какого человека ))

(Deleted comment)
Я думаю, что практика показывает обратное: люди меняются мало, а мир меняется стремительно. Можно измениться самому, конечно, но мир спасибо не скажет. Что не означает и т.д.

Заметил, что серьезная проблема, оккупирующая сознание человека, подобно черной дыре поглощает всю энергию вырабатываемую молитвой, любовью или созерцанием. Так человек всегда оказывается "на нуле" или в минусе.

В этом переживании нет ничего религиозного, имхо. Даже собака с проблемой (скажем, лишенная привычной среды, общения с хозяином и т.д.) будет в минусе: отказываться от еды и т.п.

Не знаю насколько просительные молитвы меняют просящего.
Осознанию какого рожна чего, собственно, сам-то от окружающей действительности ожидаешь - весьма способствуют.


Всегда стоит четко формулировать для себя свои желания, цели, мотивы и т.п. Действительно сопсобствует.

"просите/не просите - всё равно либо дастся, либо нет".
Чего-то я совсем запуталась. Получается, что мы тут вообще не при чем? Хотя, изменяясь сами, мы же, наверное, влияем на "либо дастся, либо не дастся"?

либо влияем, либо не влияем )

"Молитва меняет именно его. Или не меняет. Или меняет не так, как ему самому хотелось бы." - я тоже так думаю.
"Но у меня, честно говоря, нет уверенности, что она призвана менять что-то ещё." - даже если и меняет, лучше уж на это особо не рассчитывать, конечно :) (максимум - надеяться)