Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об ангелах и престолах
anchoret
anchoret
Это красивое предание, конечно, что "на месте каждого храма навсегда остается его Ангел-Хранитель", но оснований для него я не знаю. Ближайшее по теме, что можно вспомнить, это "Видение аввы Леонтия" ("Луг духовный", 4 гл.): "Войдя в храм, я увидел ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келью. И был глас ко мне: "с тех пор как освящен этот престол, мне заповедано неотлучно находится при нем." Т.е. речь, всё же, о престоле, а не том месте, на котором он некогда стоял.

  • 1
а что у каждого храма есть аналог на небесах?

первый раз слышу )

Ангелов - очень много!
Триллионы биллионов!!
А может быть, даже, квинтиллионы в секстиллионной степени!!!

Почему-то подумал, дежурит ли около каждого языческого храма падший ангел?..

А если там престола уже нет?

Значит, облом.
Я не понял вопрос, на самом деле.

В статье "Ангел-Хранитель" во 2-м алфавитном томе ПЭ (с. 309) говорится, что этой т.зр. придерживались уже святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский и Амвросий Медиоланский. Ссылка, правда, приводится только на свт. Василия Великого (Ep. 230).

Собственно, вот что написано в ПЭ:
Нек-рые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что А.-х. имеет каждая христ. Церковь. «Вас печалит,— обращается свт. Василий Великий к пресвитерам Никопольской Церкви,— что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами — ангел — блюститель Церкви» (Ер. 230).

Уважение к местам, где некогда был престол, - это что-то от уважения к Земле вообще (не планете, но тоже с большой буквы) - как к некой книге, по которой мы пишем. В этом есть что-то языческое, но по-доброму языческое - гений места, знаете ли. Поэтому я предлагаю так интерпретировать: вот живёт наяда, дух ручья, или там, скажем, дух рощи. Построили храм - обратили наяду, и лешего тоже обратили, заделали ангелом. Разобрали храм, а наяда с ангелом так и остались в истинной вере; ждут теперь, когда опять часовню над источником соорудят, погост приберут...

Это нарушение принципа бритвы Оккама - умножение без нужды всяких стремноватых сущностей )
Речь, всё же, шла не об отсутствии или наличии уважения - здесь и обсуждать нечего - а о конкретном предании. Разве для того, чтобы не сделать отхожее место там, где стоял алтарь, нужно придумывать ангелов?

Я думаю, что в храмах (возможно, не во всех) есть дух. Святой или нет - вопрос не ясный, но все ж наверное святой. Ориентируюсь при этом исключительно на собственные ощущения, которые, конечно, важны только мне. По моим ощущениям, вот в Ватикане нет этого духа, хотя там так красиво (возможно, конечно, и там есть где-то, но не в публичных местах), а у Стены Плача в Иерусалиме такой сильный дух, что в жар бросает, хотя казалось бы кусок стены под открытым небом. Но Иерусалим он вообще словно весь д ухом пропитан. Но, конечно, что мы, люди, можем понять о Святом духе: слишком ничтожны...

Мне кажется, практически все так и рассуждают, как Вы.

По-моему, в истории про отца Павла Груздева (?), написано было, что когда перестали употреблять священники пень в лесу для служения Литургии, в него ударила молния и он полностью сгорел.

от народ, чё только ни придумают..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account