?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о церковности
anchoret
anchoret
Те, кто застал священнослужителей старого поставления, принадлежавших ещё к старой церковной традиции, спокойных и благочестивых, мудрых не из книг, а из жизни, твёрдо стоящих на ногах и безмятежно смотрящих в будущее, лишенных пафоса и елейности, но обладающих глубоким чувством собственного достоинства, непревозмогаемым наскоками церковных и светских властей, и т.д. и т.д., так вот те, кто их ещё застал, т.е. имел с ними личное общение, не могут не обратить теперь внимание на то, как разительно отличалась их церковность от той, что становится нормативной в наше время.
От них нельзя было услышать никаких пустых разговоров о "духовности" или, не дай Бог, "обожении", но в то же время можно было почувствовать исходящий покой (духовный? душевный? да без разницы), который заражал окружающих и без всяких слов отвечал на их вопросы и успокаивал их надрыв.
А сейчас именно этот надрыв, похоже, и стал нормой церковности. Лишенные опыта личного общения с носителями традиции, сотни пастырей и тысячи пасомых создают свою собственную традицию: они запоем цитируют Лествичника, Дамаскина, Сирина (и Смирнова, а как же), ищут ссылки в канонах и правилах, внешне смиренно, но с внутренним убеждением в своей непререкаемости рассуждают о филиокве, фаворском свете, Иисусовой молитве и плодах причастия. Вдоволь потрудившись таким образом, начитавшись канонов и акафистов, они не приобретают для себя ничего, но остаются с ощущением неудовлетворенности, которую спешат утолить за счёт ближних, вынося мозг себе и окружающим: несчастны их домашние и коллеги по работе. Их церковность - неисчерпаемый источник поводов для тех, кто их ищет, так что если бы стёб врагов церкви не носил присущий ему глумливый и кощунственный характер, множество верующих людей, как мне кажется, вполне разделили бы его по сути.
Вот и сейчас вынужден был посоветовать одному р.Б. минимум на год перестать читать святых отцов, и предаться чтению хоть бы и Диккенса с Тургеневым (или Винни-Пуха, как в ставшей уже классикой истории). Был вежливо выслушан, но был ли услышан? Нет, не думаю. На эту церковность, похоже, подсаживаются, как на иглу.

  • 1
Ну так ведь и прихожане совсем не те стали, тоже традиций лишенные. А вот таких батюшек, что в 30-е годы были рукоположены я застала, да. Знаете, их очень сильно власть ломала. И надломленность чувствовалась и проявлялась, увы. По крайней мере, у встреченных мной. А сейчас из "новоиспеченных" очень даже неплохие пастыри попадаются, искренние. Тут ещё от глаз смотрящего зависит, знаете сучки там разные, брёвнышки тоже бывают...:)

Вы знаете, меня лично коснулась "новоиспеченность". При крещении моей крестницы молодой батюшка из бывших программистов отказал нам в выбранном имени, сказав, что имени Василиса нет в "святцах". В попыхах мы и не удосужились с ним поспорить и крестили идевочку Татианой. И каково же было мое удивление, неприятное, когда по возвращении домой я перепроверила список святых имен.
А "советским" настоятелям, думаю, при всем противодействии власти, лишний раз приходилось испытывать прежде всего себя и свое предназначение к избранному пути. Оттого в них вовсе не надлом был, а истинная убежденность. Закалялись как сталь, супротив нынешних. Это мое личное мнение, и я не претендую на его исключительность.

Так и правда нет - там только "Василисса":)
И речь шла не о "советских", а о людях с дореволюционным сознанием.

  • 1