Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о религии
anchoret
anchoret
С одной стороны, now I have a machine gun, ho-ho-ho (ноут наконец-то сделан, причем по закончившейся почти два года назад гарантии). С другой, веселья мало.
Чем дальше, тем больше я укореняюсь в мысли, что собственно религия практически не меняет человека. Как правило, она занимается обслуживанием его ранее сформированных интересов и склонностей характера. Фактически, самое большее, что мы можем от неё получить, это обоснование того, почему надо быть нравственным человеком (сильно упрощая можно сказать: потому, что этого от нас хочет Бог). Конечно, можно получить представление о нравственных критериях и в самой религиозной системе (если они не привиты семьей и обществом), но вот здесь и происходит пробуксовка. Они, как правило, мало кому интересны на практике. Тот, кто алчет и жаждет правды, уже пришел за ней в церковь (найдёт ли?). Тот, кто добр и милосерден, вряд ли стал таким, стоя возле церковного подсвечника, и т.д. Поэтому круг интересов религиозно озабоченного человека сводится к вопросам когда пост и можно ли есть креветок (самый простой уровень) и когда конец света и можно ли ему носить четки (это для продвинутых).
Найдётся много людей, которые, подобно братьям нашим меньшим, скажем, из баптистов, скажут (или сказать постесняются, но, по крайней мере, подумают), что "раньше я был такой-сякой, а теперь, преобразившись верой, ого-го какой", но, во-первых, скажут ли о них то же самое те, кто знает их со стороны, а во-вторых, не является ли это состояние подобием периода ремиссии, какая бывает у наркозависимых? И смогут ли они сказать о себе то же самое через год, два, десять? Где гарантия того, что завтра человек не сорвется? И где гарантия того, что положительные изменения, если только они происходят в человеке, не являются плодом обычной житейской зрелости?
Чем дальше, тем больше мне кажется, что изучение и воплощение норм этики и этикета даст любому человеку (и окружающим его людям, животным, растениям и бездушным предметам) гораздо больше, чем чтение священных книг и аскетической литературы. Парадоксально, но если угождать Богу мы должны через своих ближних (а как ещё?), то именно обычные уроки нравственности способны нас сподвигнуть к этому гораздо сильнее священных историй.

рад что Вам по гарантии:))
все что Вы написали, мне кажется, правильно лишь в том случае когда человек лишен помощи БОжьей, а если не лишен то и преображается и меняется и т.д. и т.п., а религия пособствует получению помощи:) хотя очень часто мы видим ваши примеры, особенно на себе:)

Мир устроен так, что помощь Божья приходит через людей, и далеко не всегда даятели и получатели этой помощи оказываются втянутыми в религиозный дискурс. И наоборот.

Ужас какой. Притворюсь, что я этого не читала - в Вашем журнале. У кого-то другого прочла, не у Вас. И комментарий этот не оставляла, так что можно не иронизироать :(

Не иронизировать - это не ко мне )) так что правда получится что-то словно бы не из моего жж )

Давно об этом думаю, глядя на себя и не только на себя. Согласен с Вами.

почему не меняет ?
ещё как меняет в зависимости от желания самого человека себя поменять для Христа .Хочет -поменяется ,нет - тогда и религию использует так как вы описали .

***собственно религия практически не меняет человека.***
Ещё как меняет. Прямо-таки ого-го как меняет. Но, для того, что-бы меняла надо заниматься аскетикой всерьёз, до упора. Не теорию читать, а практикой заниматься. Правда, ежели без контроля со стороны опытного в энтом деле человека (а нету таких щас в православии почти нигде за исключением, быть может, Афона, где кто-то, вроде, есть) - то, в 99% закончится уехавшей крышей и разрушенным здоровьем. Потому почти никто ей всерьёз и не занимается. И, соответственно, не меняется.

...А насчёт "изучение норм этики и этикета даст больше" - эт бряхня.
Приерно столько же даст. люди - всегда люди, без разницы, читай ты какую-нить "этику" или проповедь Нагорную с комментариями св. Иоанна Златоуста.

Если Вы со мною несогласны, я спокоен )

Тогда зачем вообще нужна религия? Чтобы быть нравственным и хорошим человеком, она совершенно не нужна. Не собираюсь с вами спорить - вы старше, умнее, образованнее и вообще и в богословии, на каждый мой аргумент у вас будет 10 контраргументов. Но все-таки, мне кажется, христианин- это что-то большее, чем просто нравственный и хорошо воспитанный член общества.

Тогда зачем вообще нужна религия? Чтобы быть нравственным и хорошим человеком, она совершенно не нужна.

"Господь Спаситель наш во время Своего пребывания на земле всю (!) Свою деятельность направил к исправлению нравов людей: всё (!) Его Евангельское учение состоит из высокой нравственности" (Схиигумен Парфений, "Тропинка к единому на потребу - к Богообщению", Библиополис, СПб, 2007, с.224) Всклц знаки мои. Книга просто на столе лежала, специально не искал.

христианин- это что-то большее

Что именно? Я не спорю, мне интересно Ваше мнение.

Религия не меняет. Меняет вера и встреча с Христом: "иди за Мною".

Ну вот, как правило, и идут. Идут для удовлетворения и реализации, сами того не понимая. Сможете сказать, заглянув в себя: "я не такой"?

Мне кажется, это скорее относится к тому, что весьма многие люди не особенно интересуются религией, даже если вроде как исповедуют её и активно следуют её практикам. Поэтому и не видно влияния.

К этим мыслям меня привели многолетние наблюдения именно за людьми, глубоко погружёнными в религиозную жизнь.

" гораздо больше, чем чтение священных книг и аскетической литературы.

нельзя сравнивать Евангелие и аскетическую литературу

Евангелие - это наше все

аскетическая литература - на 90% вредный бред

О как! А мужики то не знают...

Не религия меняет человека, но он сам меняет себя с помошью Божией. И в частном случае - в рамках выбранной им религии, почему бы нет, если он так захотел. Пока жив, чеек меняется постоянно.

Если чеек не захочет перемен, ничего не поменяется само по себе. Ну то есть если йогой занимаешься, мясо надо жрать бросать самому, лично:)

Ну а религия, религиозный обряд сам по себе - это еще не вера.

Он меняется постоянно, да. В мелочах. С возрастом. Много бросивших жрать мясо, но где те, кто бросил жрать своих ближних?

В средние века христианство, как и другие религии, стало системой воспитания послушного, социально адекватного, предсказуемого человека в репрессивном обществе. Отсюда культ дисциплины, послушания авторитетам, аскетические "фитнесс-клубы" для продвинутых и т.п.
А потом выяснилось, что светская западная культура несравненно лучше справляется с задачей воспитания, чем любая религия. Религии (все) в деле воспитания оказались неконкурентноспособными. Говоря, что "религия не меняет человека", Вы, наверное, имели в виду этот наглядный факт.
Но вообще-то первоначальное христианство обращалась не к невоспитанным варварам, а к людям, которые уже сформировались под воздействием античной культуры и религиозного законничества и осознали их немощь и недостаточность.
А вообще Дух меняет человека - я видел это своими глазами.

Я только с большими оговорками могу согласиться с тем, что светская культура лучше справляется с воспитанием. И потом, первоначальное христианство в лице Христа обращалось ко всем, и Вы знаете, что первыми христианами были в основном люди из низших слоёв, для культурной элиты своего времени - практически варвары.

Ну да. Как система нравственного совершенствования христианство никуда не годится. Это кажется слишком очевидным...

Э-э.. это сарказм?

Не согласен. Приход в Церковь меняет человека, если ему это нужно (а если не вполне нужно, то это не вполне приход). Доказать, конечно, не могу (действительно, всё можно списать на взросление) да в общем-то не очень и хочу. Это как доказывать существование Бога... кто-то называл это интелектуальным (или духовным?) онанизмом... если Бог есть, то с какой стати мне доказывать его существование?

Приход в церковь - да, меняет. В том смысле, что обнажает в человеке то лучшее или худшее (характерное, словом), что в нем уже есть. Мне так кажется.

> изучение и воплощение норм этики и этикета даст любому человеку (и окружающим его людям, животным, растениям и бездушным предметам) гораздо больше, чем чтение священных книг и аскетической литературы.

Да, безусловно. Я бы сюда еще добавил психологию. На меня недавно довольно сильное впечатление произвел давний бестселлер "Как говорить, чтобы дети слушали..." Я бы даже сказал, что у меня был шок в хорошем смысле ("вот как надо было меня воспитывать!" и "как я должен воспитывать!"). Две американки дают абсолютно практические советы по воспитанию детей и вообще по общению с людьми, куда более ценные, чем "терпи", "молись", "постись".

Надо же: прочитать тысячи книг, произнести тысячи молитв, отстоять тысячи служб, - и так не почувствовать на себе действия силы Божией. Вы что-то не так делаете.

Что значит не почуствовать? Весьма даже почуствовать, но это маловато для того, чтобы измениться изнутри.

?

Log in

No account? Create an account