Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о православном учении

Через bocconon'а познал прекрасноэ: У меня тут как-то спросили: а стала бы я публично выступать против православного монастыря, если бы в нем били детей, доводили послушниц до тяжелых расстройств здоровья и обманом отбирали у прихожан квартиры, но при этом не было бы ересей?
Мне кажется, что если бы не было ересей, то не было бы и прочих безобразий. Потому что искажение православного учения - это причина, а злоба и насилие - уже следствия.

Примечательно, конечно, что ответа на вопрос дано не было, но я о другом, а именно: привычно под православным учением понимается догматика (и своим комментом автор цитаты подтверждает это). При этом каждый человек, боль-менее освоившийся в Церкви, уже имел опыт общения хотя бы с парой моральных уродов, демонстрировавших полную лояльность по отношению к православной догматике. Пусть они её толком не знают, ладно, но в любом случае, если не из личного общения, то хотя бы из истории, мы можем видеть примеры существования богословски грамотных людей, творящих нравственное беззаконие. И вот в нашем сознании, к сожалению (к ужасу, на самом деле), эти люди считаются православными. Т.е., к примеру, клирик может (если не должен) выпендриться и отказаться сослужить с другим клириком, зная, что тот исповедует ересь. Но что он скажет, когда ему нужно служить с клириком (да хоть бы и со своим архиереем), чей образ действий и жизни ему хорошо известен, как не имеющий оправдания с т.з. нравственности? Отказаться он не имеет права (и желания, он же не враг себе), а почему? Да, "мы видим человека грешащим, но не видим его кающимся", "мы не сердцеведцы", "кто без греха, первый брось в него камень" и т.д. Предполагается, что отказ от молитвенного общения с грешником предполагает его осуждение, на которое мы не имеем нравственного же права. Что мы имеем в результате? Полный нравственный релятивизм и разложение.
Ставя во главу катехизации объяснения, как правильно креститься и на какую стенку вешать в доме иконы, мы либо не акцентируем внимания слушателей на нравственной составляющей христианского учения (потому что кто ж без греха! не нашими грешными устами глаголать о сих великих материях), либо вовсе забываем о ней. Между тем, я дерзну заметить, что нравственность для христианина относительно догматики первична. Я ни в малейшей степени не сомневаюсь в том, что нравственный еретик на порядок ближе к Богу, чем упорно грешащий против нравственности как бы православный. "Как бы", потому что не может быть христианином человек, если он преступает Божии заповеди, которые, на минуточку, в основном и регламентируют не догматические штудии, а именно нравственную жизнь человека.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →