Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о ротации
anchoret
anchoret
В ленте попалась весьма достойная, на мой взгляд, статья о.Андрея, о которой я счёл возможным и даже желательным здесь помянуть, и размышления на тему, заставлявшую меня задумываться в последнее время особенно часто. В самом деле, почему люди уходят? Ну, года через три или даже пять лет сознательного воцерковления сваливают, по моим ощущениям, 9 из 10. Это понятно, более-менее. То же самое везде - в кружках, спортивных секциях, клубах. Любопытство удовлетворено - интерес потерян. Ну а вот что происходит с людьми, чей церковный стаж измеряется более значительными цифрами? Вы не замечали, что в основном наша церковная проповедь страшно примитивна и из года в год сводится в незамысловатому пересказу житий, евангельских сюжетов и сообщению элементарных сведений из практики церковного благочестия? Почему так?
Возможно, что в глухих сельских приходах несложность и повторяемость пастырских поучений объяснима невысокими запросами паствы с одной стороны, и каким-то совершенно генетическим стремлением к традиционности, с другой. Дескать, если батюшка всё время совершает одни и те же сакральные действия и говорит одни и те же слова, то мир стоит пока ещё прочно и всё идёт как надо. Сответственно, любое отклонение от этой нормы вселяет в поселянок чувство тревоги. Не знаю. Я слабо знаком с сельской жизнью.
Возможно, текучка прихожан в городах такова, что пастырю не остается ничего другого, как вечно повторять "курс первого класса", ибо "второклассников" в храме просто нет или слишком мало. Тогда непонятно, что здесь первично - отсутствие уже прошедшей младший курс паствы или отсутствие "старшего учебного курса", вызывающее отток уже подготовленных слушателей, которым хочется большего?
Возможно, сам уровень пастырей не позволяет им говорить что-то более сложное, чем они привыкли. А может, им вовсе нечего сказать? Уста-то глаголят от полноты сердца, а чем оно наполнено?
Так или иначе, мне кажется, что люди уходят, потому что им просто становится скучно. У них нет в церкви дела, плоды которого они могут видеть. Беспрестанное воспроизведение цикла "исповедь-причастие" (это в лучшем случае), когда человек не видит реального результата своего труда (грехи все одни и те же, думаешь, что победил какой-то, ан глядь он опять вернулся, или ещё что хуже) кого хочешь введет в уныние. Поэтому, видимо, нужно занять людей реальным делом. Если есть дело, то появится и община, как мне кажется. А именно наличием общины определяется полноценность церковной жизни, как кажется, опять-таки, мне. А как, чем их занять, если у них дом-семья-работа? Ну вот как-то ведь удаётся некоторым. Не знаю.

какую-то безнадегу вы нарисовали. Прям страшно за себя становится. В таком случае перед нами встает уже другой вопрос: как удается оставаться в церкви на протяжении лет, десятилетий, всей жизни - при отсутствии дела, скудных проповедях и так далее? Как церковные люди выживали в совке, когда со всем этим было гораздо хуже, чем сейчас? А потом, разве спасение души - не дело, что ли, а так "цикл"?

Спасение души требует практического воплощения, о нем речь и идёт. А страшно - это да. Я столько людей повидал, если вспомнить, чья церковная будущность (я не о перспективе священнослужения говорю) подавала большие надежды, и которые.. где они теперь?.. Святии отцы рекоша: не верь себе до конца, и апостол рекл: они отломились, а ты держишься, не гордись, но бойся.

А как, чем их занять
---------------------------------
Но ведь эти "они", сиречь прихожане, не дети, которым нужно "заполнять досуг". У "них" очень мало времени и сил на дополнительные занятия, ведь семья, особенно для женщин - сами знаете что.Туда сколько не вкладывай сил, времени, заботы - всегда будет недостаточно.Это ОЧЕНЬ реальное дело. Куда же еще-то. Особенно - если есть старики родители, другие родные, о малых детях я уж не говорю.
Вот у меня в семье, например, 5 инвалидов. То один болеет, то другой. Все нужна ласка, забота. Все надо помогать.
Вот и приходится выбирать между "малой Церковью" и "большой".
А так - в церковной жизни действительно мало что меняется. С возрастом сил станосится все меньше, здоровье все хуже.
Уйдешь - никто не заплачет, придешь - никто не обрадуется.

(Deleted comment)
это Вы как монах рассуждаете, суть не в этом, я и многие с кем я общался избегают всякой общественной деятельности, которая хоть как то связана с храмом, и это тоже мне помогает ходит на службы и моим друзьям тоже. а почему люди из храмов бегут проблема в пастыре, если есть пастырь люди не бегут, если нет, можно статьи писать и выдумывать массу причин

Объясняет многое, но всё. Есть люди, остающиеся, несмотря на неблагоприятную пастырскую ситуацию, есть и те, что уходят и при самых хороших пастырях.

В общем не плохо и даже верно. Есть только маленький нюанс, дело - попытка развлечь, а то скучают и уходят. Это ведь Ваша логическая цепочка. Думаю, что нет особого смысла пояснять почему в таком виде она комична. :)

Дело должно быть частью жизни, а не развлечением. И для этого достаточно много материала в Священном Писание, но богословие творчества у нас очень мало развито, все больше богословие покаяния. Сын делает то, что видит Отца творящим, если мы дети Божьи и зовем Его Отцом, то со-Творчество - основное делание наше во временном бытии, естественно, что социальное служение, церковное творчество и даже элементарное капитальное строительство (и т.д.) на пользу людям может быть осмысленно как акт религиозного служения. Только где осмысливатели?

Нет, считать, что дело, в отличие от развлечения, не способно занять человека, это очевидно не моя логическая цепочка.

Священник должен быть на голову умнее мирян. Это достигается чтением книг и разговором с мирянами. Однако, многие размышления приводят к противоречию со священно-началием. Сегодняшняя церковь плетется в хвосте духовной жизни народа. Так было не всегда и не всегда так будет.

По-моему, это ничем не достигается, это либо есть, либо его нет. Разве Вы не видели начитанных дураков? А размышления приводят к противоречию далеко не только с начальством, ах если б только.

Существует черезвычайно печальная ситуация, когда живущие в одном районе прихожане одного храма просто не знают о существовании друг друга. Просто потому что на службе не поговоришь, а после службы все расходятся по своим делам. Получается община без общения (в мирском смысле слова). Элементарная вещь - подвести женщину с маленьким ребенком, живущую в соседнем доме на машине, днако для этого надо знать, где она живет. Мне кажется, очень хорошим началом "знакомств" могли бы стать чаепития для всех прихожан после службы (видел это в действительности, правда на небольшом сельско-дачном приходе: прихожане из полутора десятков разных деревень дружат между собой)

С другой стороны - среди моих закомых много людей со "стажем" более 3-5 лет, "сваливших" нет. Правда, почти все они так или иначе были связаны с клиросом. Кстати, свадьба, на которой присутствует человек 40 певчих - это чудесно!

Конечно, связь между людьми удерживает хорошо тоже. Ну опять же, это для общины характерно, а не для обычного прихода.

С другой стороны - среди моих закомых много людей со "стажем" более 3-5 лет, "сваливших" нет. Правда, почти все они так или иначе были связаны с клиросом.

Так это тогда не с другой, а с той же самой стороны. Чё-то вспомнилось из Юрасова, у него как-то похоже было: "вот надо мной в армии никто почему-то не смеялся. а был я тогда чемпионом по боксу".

Может, дело в недостаточной катехизации? Просто когда человек начинает понимать природу Церкви, он уже никуда не может уйти. Ну, просто не может. Как апостолы - куда нам идти, Ты имеешь глаголы жизни вечной. И понимает, что должно быть Собрание. Со всеми вытекающими. Приходит понимание, что это не кружок по интересам. Соответственно, развлечения придется искать самим :)
Впрочем, наша приходская церковная жизнь достаточно общинноцентрична (по крайней мере, на словах), может, я смотрю со своей колокольни.

И в ней тоже, безусловно.

Я думаю, Вы правы. Такое ощущение, что от веросветовцев (к коим я не принадлежу, впрочем) мало кто ушел - за 20-то лет!
Но те, кто говорит о том, что люди могут годами ходить в один и тот же приход и никого не знать - они тоже правы. Это исключительное безобразие, а как бороться с ним - непонятно...

Батюшка, мне последнее время приходится много ездить, я общаюсь, в основном, с людьми, которые занимаются телефонами доверия, в большинстве своём детскими - т.е. людьми, для которых добро и "вечные вопросы" не пустой звук. Приходится много говорить, и у меня сложилось впечатление, что многие уходят из-за жестокости - даже не жёсткости - священников.
Для меня самой всегда храм был домом, пока год назад, после трёх похорон близких людей за месяц, я не пришла на исповедь - на меня кричали, потом половину исповеди пересказали в проповеди. Я только внутренне молила о том, чтобы случайно в храме не оказалось родственников или знакомых умерших. После этого очень долго в храм было ходить страшно.
Рассказываю свою историю, поскольку передавать другие не уполномочена, но поверьте, у людей было и подобное, было и жёстче.

Да уж поверю. :(

Хорошо, если общины.
Но чаще, мне кажется, получается приходская тусовка. И вот уж воистину... лучше приходить туда, где тебя почти никто не знает. — Ну, духовенство знает, может, ещё пара человек, и достаточно.

ППКС
И народ у нас ленивый ("ничего не надо") и духовенство кое-как.
Но в целом стогнация идет сверху.

Уходят еще и потому, что не могут вместить лицемерия внутри Церкви, в первую очередь, со стороны священнослужителей. С амвона произносятся правильные слова о любви, жертвенности, покаянии и т.д. Но в жизни, к сожалению, Церковь всё больше напоминает крупную компанию (или министерство) по удовлетворению религиозных потребностей со своими топ-менеджерами, менеджерами и прочими наемными работниками. Жизни нет: канцелярщина сплошная. Почитаешь журналы Синода: слушали отчет... Постановли: возблагодарить Господа...
В период воцерковления люди не знают, всей внутренней кухни. Они слишком идеализируют, находятся в "розовых очках". А потом наступает прозрение. И самый_лучший_и_духовный_батюшка, так хорошо и правильно говорящий о любви к ближнему, вдруг отказывается за "спаси, Господи" освятить квартиру или поехать "в нерабочее время" на другой конец города покрестить или причастить больного. Или на праздничной трапезе отцы попивают хороший коньячок с хорошей закуской за своим столиком, а всем остальным предлагается бурда.

Или вот, например, известное всем фото. Как говорится: без комментариев.


Думаю, примерно 3-5 лет — тот срок, когда человеку видна не только красивая ширма, но и то, что за ней. Возникает внутреннее противоречие, часто непреодолимое. И люди уходят.

Фигня. Чем дольше в церкви тем больше видна святость Христа и своя греховность. А до поповских грехов кому какое дело?

(Deleted comment)
***А как, чем их занять, если у них дом-семья-работа?***

Скоро начнётся коллапс политический и экономический. Жрать нечего станет.
Надо будет сбиваться в банды православным.
Тут-то и наладится общинная жизнь, если попы не протормозят.

а в то же время вы наглотались зубного порошку

А я потихоньку отпадаю от своей лени. Вот банально лень перестроить свой режим, начать ложиться спать не позже одинадцати и вставать где-то в 7. Поэтому нет регулярного посещения литургий. От этого остальные беды.

Скотина я, нет мне оправдания. Жаль.

?

Log in

No account? Create an account