Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о дидактике

Почему-то в нашей церковной жизни стойко существует такое явление: пусть и весьма авторитетным словам святых мужей придаётся не дидактическое, а однозначно догматическое значение. Вот пишет какой-нибудь египетский отшельник или епископ Древней церкви: хорошо поступать так-то и так-то. Всё! С евиным максимализмом (как мы помним, Божию заповедь "не есть от древа" Ева усердно переиначила как "не есть и не касаться") мы додумываем мысль святого отца: и только так поступать и можно, а больше никак, и кто поступит иначе, из каких бы высоких соображений он ни исходил, согрешит смертно, Богу поругается, сам Царствия Небесного не наследует и присных своих в геенну огненную ввержет! Ну и с какой стати мы так думаем, интересно?
Мне кажется примечательным, что в своей повседневной жизни, не касающейся церковных вопросов, мы отнюдь не стремимся быть такими ригористами. Почему? Из-за того ли, что ещё недостаточно пропитались благоуханием святоотеческих наставлений, или просто из-за того, что обладаем своим достаточным житейским опытом, который позволяет нам вполне трезво смотреть на чьи бы то ни было наставления? Ну, насколько невыносимой делает жизнь окружающих людей такой "пропитавшийся", знает каждый, кто с ним хоть раз соприкасался. Пишу в кавычках, потому что человек, подлинно напитавшийся духом свв.оо., совсем иной. И вот кажется мне, что мертвая хватка, которой человек цепляется за чьи-то слова, свидетельствует о самом обычно неофитстве. Т.е. человек может быть формально в Церкви уже давно, но он не усвоил себе ни Её высоты, ни широты, ни великодушия. И это понятно, учитывая, что церковный административный аппарат порою чуть ли не смысл своей деятельности видит в том, чтобы не позволить это усвоить, а именно он зачастую и принимается за самую Церковь.
Но вот почему в обычной жизни человек быстро учится тому, что где-то можно и даже нужно обойти формальный запрет ко всеобщему благу, а в церковной никак не может сдвинуться с мертвой точки? Что это - отсутствие логики и культуры мышления, которые даже при ограниченном знании помогают отличить действительно важное от второстепенного? Может быть, это лень, которая не даёт даже проснуться желанию понять, что стоит за тем или иным авторитетным мнением? Или человек так и не сроднился с церковной традицией, боится что-то в ней испортить и сломать, а игрушка дорогая и, главное, чужая? Или это ложно понимаемое смирение: кто я такой, мол, чтобы своими мозгами пользоваться?
И, что печальнее всего, сказанное ведь не только к мирянам относится, а и к пастырям в первую очередь...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →