?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о чудесах
anchoret
anchoret
Некий умудренный старец на чей-то вопрос о чудотворной иконе Божией Матери ответил, что все Её иконы – чудотворные. Отдавая долг тем образам, что особенно чтутся церковным народом, я в принципе считаю, что действительно все иконы – чудотворные, равно как, например, и все источники – святые. Вообще всё, что окружает нас, является совершенным чудом, которое мы просто в силу привычки перестали замечать и ценить так, как оно того заслуживает.
Мы привычны к тому, что чудо характеризуется нарушением обычного хода вещей, являющим силу Божию и, при правильном понимании предмета, направленным в конечном счёте к духовному пробуждению или исцелению человека.
Я же полагаю, что и сам привычный ход вещей – смена времён, природа вообще и дела рук человеческих, сами люди в особенности – есть самое настоящее чудо, заслуживающее религиозного благоговения перед ним. Увидеть его, задержаться в нем мыслью и осознать конечную непостижимость, поблагодарить Создателя – все эти способности есть в каждом из нас и Самим же Творцом прекрасно приспособлены к тому, чтобы содержать человека в духовном здравии.
Есть люди, которые особенно стремятся ко всякого рода сверхъестественным явлениям, думая через лицезрение чудес или, паче того, испытания их на себе, укрепить и развить в себе веру. Но разве это не убивает в них способность видеть чудо повседневности? Пристрастившись к впечатляющим чудесам, разве не начинает человеческая душа охладевать к Богу сразу, как только поток таких чудес иссякает или прекращается вовсе? Иными словами, чудеса в их привычном смысле способны не только отверзать духовные очи, но и ослеплять, а как следствие такого ослепления – приводить к духовной и нравственной деградации. Но человек, умеющий видеть чудо там, где его «нет», как мне кажется, застрахован от такого рода падений.

Валяюсь от хохота. ))))
На самом деле всё очень грустно. Человек, во-первых, ищет магизм, а только потом может рассуждать здраво. А может и не рассуждать. Насколько я вижу, 95% верующих христиан ничем собственно не отличаются от их языческих предков - то же поклонение иконам, а не святым; молитвы как заклинания; Таинства и вообще посещение церквей как обряды для решения сугубо мирских дел.
Всегда ли так было? Кажется всегда. Упоминания в религиозности прошлых веков показывают ровно тоже самое.

+чень-очень много

Мне кажется, в высшей степени справедливо

А что вы понимаете под словом "чудо"? Дайте определение, пожалуйста. Даль вот пишет так: "всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы", но это явно не соответствует вашим словам о "все вокруг - чудо".

просто второй абзац перечитайте

Верующий человек живёт в постоянном состоянии чуда веры в Господа .

Угу... Только меня некоторое время назад за аналогичные высказывания бабушки околоцерковные чуть не растерзали...

многими скорбями подобает нам..

да, я примерно так же думаю

Само понятие "сверхъестественного", как я узнал, порождено эпохой Просвещения, отделившей Бога от "естественного мира". То есть оно новое и не соответствует представлениям большинства предшественников.

Re: да, я примерно так же думаю

Понятие "чудесного" намного старше. В том смысле, что везде чудесность, везде святость, но есть места и времена более святые, вещи и события более чудесные, чем остальные; их и называют чудесными.
Современным интеллигентам это рассказывал еще Аверинцев в "Поэтике", ничего нового.

Мне постинг напомнил одну из медитаций столь любимого мной Де Мелло:

"Став просветленным, один мастер дзэн написал такие строки в ознаменование этого события:
- О, какое удивительное чудо:
Я колю дрова!
Ношу воду из колодца!


Просветление на самом деле ничего не меняет. Дерево останется деревом; люди останутся людьми. И ты будешь таким, как прежде, - вспыльчивым или уравновешенным, умным или глупым. Единственная разница заключается в том, что теперь ты смотришь на мир другими глазами. Ты смотришь на все как будто со стороны. Сердце переполняет радость от прикосновения к чуду.
Это и есть сущность созерцания - в ощущении чуда.
Созерцание отличается от экстаза тем, что оно не ведет к бегству от реальности. Просветленный созерцатель продолжает колоть дрова и носить воду из колодца. Созерцание отличается от ощущения прекрасного. Наслаждение красотой картины или солнечного заката дает эстетический восторг, а в созерцании абсолютно все превращается в чудо - и прекрасный закат, и самый обыкновенный камень.
Подобное восприятие свойственно детям. Их удивляет все. Они постоянно испытывают восторг. Поэтому они легко попадают в Царство Божье.
"

("Зачем поёт птица")


даже скачала: http://malib.ru/mello_songbird/4/8/

Насчет "детям"... У какой-то части стариков (думаю не у всех) появляется с возрастом... начинают удивляться тому, мимо чего всю жизнь проходили мимо - не всматриваясь, не вслушиваясь, не задаваясь вопросами. Наверное это у тех, кто был и раньше способен среди суеты жизни, нечасто, "остановиться-оглянуться", посмотреть особенно (не гляделками).

Загадка VII в. Древняя Англия

Съела словеса козявка,
мне же показалось
дивным это дело,
когда разглядел я чудо,
как червь источил
изреченья мужа,
тать ночной потратил
уставы могучего -
песня стала пищей.
Преуспел пришелец,
много ли стал умнее,
чернила пожравши?

А в чем загадка-то? "Много ли стал умнее"? =)

дополнение

так может есть и такие люди, которым пока не покажут миллион чудесных чудес, они и не поймут где они и каково оно все вокруг красиво. да и вообще для каждого свое какое то чудо припасено

+1

В Символе Веры про чудеса ничего не написано.

О.АнахоретЪ! Подписываюсь под каждым Вашим словом! Люди по разному приходят к Богу. Я встречал таких, которые были настолько поражены явлением чуда, что уверовали. Знал и таких, как мой (ныне покойный) сослуживец, который эмигрировал в Америку и стал там не последним чикагским гангстером, далёким от созерцания, но, однажны, на него нашло озарение и повеление вернуться в Россию и посвятить себя служению. Как человек не очень грамотный он всё же нашёл своё место в религиозной жизни как водитель в церковной организации. Я сам, как технарь, физик и математик пришёл к Богу по здравому рассуждению, что всё существующее вокруг меня - свидетельствует о Божественном происхождении, что это есть чудо. По научному, это чудо: естественный гомеостаз, идущий "поперёк течения" - второго начала термодинамики, говорящего о том что всё естественным путём идёт от плохого к худшему. Но, всё же, подавляющее большинство верующих (ИМХО)далеки от созерцательного восприятия действительности как чуда и, поэтому, нуждаются в периодической "встряске" путём явления чудес.

Благодарю. Ваше - очень точное по-моему - наблюденеие напомнило мне эпизод с чудесным исцелением, дарованным от уже разоблачённого "святого" источника, в романе Арчибальда Кронина "К.ц.". Главный герой, без малейшего удивления, комменитирует произошедшее: "И грязной лужи будет достаточно для чуда, когда в ней отразится лик Бога, глянувшего на неё". Как-то так.

Все люди святые?

Сказать, что все источники святые и чудотворные - это тоже самое,что сказать, все люди -святые.
Зачем всё смешивать и ставить на одно доску? - есть загадка творения, и есть в этом творении особенные места, где Бога "больше".

В.В.

По меньшей мере, каждый человек есть образ Божий (призванный к Его подобию, т.е. святости), и с этим спорить Вы не станете. Но увидеть это так же непросто, как и чудо в осенней слякоти.
Обаче вся могу о укрепляющем мя Иисусе.

Но если оставаться внутри христианской традиции, следовало бы отметить, что из всех икон некоторые отмечены особо. И через них, рядом с ними (не знаю как сказать) происходит больше ярких сверхъестественных явлений, чем рядом с остальными.

Это какая-то богословская иррациональность.

Я не вижу иррациональности. Через какую икону больше молитвенных обращений, там и больше результата. Прямая статистическая зависимость, или как это называется..