Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о каждении
anchoret
anchoret
И вот ещё один момент, который мне никогда не был понятен: каждение храма. Когда священник пускается с кадилом в обход по церкви, предваряемый движимым подсвещником, то на последний возлагается функция отгонять народ от стен храма. Как правило, народ ещё начинает при этом резво хватать сумки, пакеты, верхнюю одёжу (если дело зимой), которые до этого подпирали храмовые стены или покоились на скамьях и подоконниках. Это, наверное, чтобы общая картина благолепнее была, типа не гармонируют полиэтиленовые пакеты с окружающей обстановкой, но люди над этим, кажется, не задумываются, для них эти перемещения просто священны сами по себе. Понятно, что по Уставу священнослужитель должен обойти с каждением весь храм, но с чего взято, что он должен идти по стеночке, и ни единая живая душа между ним и стеной не должна стоять? Иконы загораживаются? Хм. Во-первых, кадятся не столько иконы, сколько храм, во-вторых, иконы все равно выше людей находятся, их не загородишь, в-третьих, люди сами являются иконами (образами) Божиими, потому они и кадятся наравне с ними.
Но самое непонятное дальше. А дальше, как стрелка компаса, неукоснительно следящая за северным полюсом, народ начинает вращаться вокруг своей оси, боясь отвернуться от кадила в течение всего каждения. Особенно странно это выглядит в больших храмах - сам кадящий уже не виден, его местоположение только угадывается по дыму и звону, а люди в некоем полупоклоне бдительно мониторят его маршрут следования. Казалось бы, всё очень просто: священник к тебе приблизился, покадил, ты поклонился в ответ, он пошёл дальше, а ты поворачиваешься снова к алтарю и продолжаешь молиться. Но нет. Видимо, кадило становится на этот момент центром богослужения, и вот это мне непонятно.

Эт что. Вот кадило в Сантьяго - действительно центр богослужения!
http://www.youtube.com/watch?v=hfEkVjevmME
Upd: И попробуй от него в сторону не отойди. Голову снесет.

Edited at 2009-09-12 09:23 pm (UTC)

священник размахивал паникадилом

Прекрасно! я бы тоже аплодировал.

народ начинает вращаться вокруг своей оси

Стоишь в толпе, которая, пока священник движется вдоль западной стены, обращена тылом к престолу, и думаешь - если будешь стоять лицом к востоку, не искусишь ли окружающих таким выдающимся неблагочестием?

С другой стороны, это один из немногих моментов активного и коллективного участия прихожан в богослужении. Этакое "аминь" хором.

(Deleted comment)
+++ а к баптистам, или лурьевцам, или в католикам византийского обряда

Забавный видеоряд )))))

это потому что в кадиле бубенцы-колокольчики

колокольчики - это же символ межкультурный

я тоже, кстати, подумал, что если б не бубенцы, то пиетета поменьше было

***казалось бы, всё очень просто: священник к тебе приблизился, покадил, ты поклонился в ответ, он пошёл дальше, а ты поворачиваешься снова к алтарю и продолжаешь молиться***

Вот всегда именно так с самого начала и делал. Как и многие у нас. А некоторые - да, вертятся.
Но, это всё ж, насколько понимаю, адресуется не к кадилу, а к «великому и ужасному» существу в облачении. Его сакральная роль велика (что особо подёркивается передвижным подсвечником). Поэтому, при недостаточном знании сути происходящего могут происходить вполне естественные, для народных масс, сдвиги сакральных приоритетов.

А вот по-моему вёс же к кадилу. По крайней мере, без него существо в облачении гораздо менее гипнотическое воздействие оказывает...

На самом деле все пытаются разобраться, что это за "ходячий подсвечник". Вдруг это протодьякон какой знаментый. Надо же увидеть:)

Но ведь свой, хорошо знакомый алтарник производит тот же эффект.

(Deleted comment)
Я помню, что он чем-то был недоволен, но не помню, правда, чтобы именно этим.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
я как-то спросил нашего батюшку почему обязательно священник должен пройти между тобой и стеной, он сказал что так на стадо больше похоже

тогда надо ещё, чтобы народ блеял при этом, тогда батюшка всесовершенно умилицца

Может быть, вот это кружение людей, поворачивание вокруг собственное оси - это влияние исламской мистики, заимствованный оттуда танец дервишей? =)

Насколько я знаю, это дервиши заимствовали свою мистику у христианских монахов, так что, возможно, не только мистику )

Edited at 2009-09-13 07:27 am (UTC)

Был однажды на литургии в Благовещенском соборе Киото, у православных японцев
там не прижилась эта русская традиция. Я было дернулся по привычке, и вдруг
увидел, что все чинно стоят себе под иконами, а священник не спеша совершает
каждение. Очень понравилось. Решил узнать, откуда сие. Мне любезно рассказали,
что однажды к ним приезжал послужить один архимандрит из Грузии, и научил.
Вот ведь блаженные.

(Deleted comment)
Здесь о.Лукьянов просто отображает сложившуюся практику. В отличие от разного рода "учебных уставов", где прослеживается история и даются попытки истолкования богослужебных традиций, о.Лукьянов только компилирует чужие работы и фиксирует знакомую ему практику.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Спасибо за обсуждение.
Удивительно, ровно этот вопрос пробовали обсуждать тут:
http://community.livejournal.com/pravoslav_ru/3201930.html#comments

И еще интересно, как все-таки поступал о. А.Кураев - он не "крутился" за кадилом, но когда кадящий священник был рядом, поклонился ли "однократно".
После многочисленных обсуждений я так понял, что это было бы наиболее правильно.

последний раз я видела такое в ТСЛ - в Москве не часто увидишь. А в Лавре таки да, да и раздвигание народа тоже носит сурьезный характер.

"да и раздвигание народа тоже носит сурьезный характер."

Раздвигание народа в ТСЛ носит откровенно хамский характер.

На Литургиях вне храма кадят исключительно вокруг Престола крошечным кадильцем, размером с кофейную чашку, и уж точно не блуждают, размахивая...

?

Log in

No account? Create an account