Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о монастырях
cage
anchoret
Дочитываю одну интересную книжку, о которой на днях скажу в ortho_book, и вот попалась такая замечательная фраза: "Всякий, кто посещает православный монастырь - да и любой монастырь, верно выражающий идеал монашества, - с первых же минут бывает поражен открытостью и теплотой, с которой встречают его хозяева". Это не какой-то идеалист-теоретик пишет, это Константинопольский патриарх (к слову, глава о монашестве в его книге мне показалась одной из лучших). Вспомнилась другая фраза: "Я не знаю, как там в Лондоне — я не была… Может, там собака друг человека. А у нас управдом — друг человека!"
Я понимаю, конечно, что у нас зачастую монастыри превращены в проходной двор для туристов и паломников, и монахи в лучшем случае предпочитают поглубже спрятаться от этого нашествия. Уверен, что и у нас есть где-то в глубинке небольшие монастырьки, где ещё не зажрались где гостя с первых минут поразят открытостью и теплотой. Но при этом нужно признать, что наш человек, посетив хоть сотню монастырей в Роcсии и ближайшем зарубежье, находясь в здравом уме и твердой памяти никогда не скажет того, что сказал п.Варфоломей.

  • 1
п.Варфоломей уточнил, что монастырь "любой", но добавил "верно выражающий идеал монашества". Если правильно понимать это уточнение, да поискать... Господь и пошлет. А кто может про себя сказать точно, что он "в здравом уме и твердой памяти"?..

ну мне, может быть удивительно везло до поры, до времени, но я могу под этими словами подписаться. Хотя у меня "послужной" список небольшой - несколько московских (Сретенский, Даниловский, Новоспасский, Покровский), а за пределами Москвы - женский Владычний и мужской Высоцкий в Серпухове, Иосифо-Волоцкий, Саввино-Сторожевский, Оптина пустынь, Троице-Сергиева лавра. Из всего этого списка только лавру и покровский я могу назвать проходным двором - но даже несмотря на это все равно остается приятное впечатление.

У меня тоже всегда остается самое приятное впечатление, если меня не трогают, но речь-то не об этом. Я вот крайне заинтригован, каким образом, скажем, в Новоспасском или Даниловом (да в каком угодно из перечисленных) монастыре, Вас с "первых же минут поразили открытостью и теплотой"?

ну, во-первых, меня в них как раз никто не трогает %) это уже немало.
если я к кому-либо обращалась - без разницы, к монашествующим или мирянам, - мне все отвечали очень приветливо и дружелюбно, даже ласково. поговорить с монахами везде было очень приятно, на самые разные темы (ну я, как краевед-любитель, все больше историями обителей, включая современную, интересуюсь).
ну и просто сама по себе атмосфера очень теплая, радостная какая-то. глаза у всех добрые. не знаю, как это более внятно объяснить.
я вообще себя считаю ужасным мизантропом, но в монастырях мне чаще всего оказывается не к чему придраться. понятно, что в местах с большим туристическим наплывом сохранять эту атмосферу ужасно тяжело - и, возможно, не всегда получается. но мне, повторюсь, видимо, везет. я и москву считаю чудесным городом, в котором очень приятно жить неторопливой размеренной жизнью. а когда слышу штампы про жестокий мегаполис с бешеным ритмом, очень удивляюсь.

у католиков, в цистерцианских монастырях, принято, что перед обедом,аббат, выходит и умывает руки вновь прибывшим паломникам...

Недавно, на кураевской форуме, когда я высказал мысль сходную с Вашей, меня назвали клеветником. )

радуйтесь, что в ОВД "Хамовники" не отвезли

Я практически не сомневаюсь, что и здесь многие если не скажут открыто, то подумают так.

Я встретила недавно именно такой монастырь - Свято-Воскресенский женский г. Мурома.
Поразили и открытостью, и теплотой, и любовью. Не делают различий между трудниками и сестрами, разве лишь в том, что с трудников спрос меньше и послаблений больше.

Господь благословил в таком постоянно быть и никуда больше не хочеться .

Мы тут однажды с женой на Афонское подворье в Москве сунулись. Посмотреть. Ой как нас оттуда погнали, как погнали!..

На подворье было очень хорошо во времена о.Петра, о.Феоктиста. Там была целая община. И отношения были такими, как пишет автор топика. Моя супруга была там прихожанкой несколько лет, до того как туда пришел Никон. Общину он разогнал, да что говорить: многие знают, что Никон очень "оригинальный" тип. Вообще, много я много чего мог бы поведать о стиле руководства, но это — отдельная история.

Ну мы-то как туристы, просто мимо шли. Хотя может с точки зрения миссии это самое и главное - не почувствует ли вдруг турист явного присутствия благодати. Или, увы, наоборот.

Если приезжать к друзьям, — то да.

А так... А так — "нахожусь в здравом уме и трезвой памяти". :)

Если ты суров - ступай в Саров

Видимо, ключевое словосочетание "верно выражающий идеал монашества". :) А те, где этого нет выражают идеал монашества неверно. :)

А вообще монастырь монастырю тут сильная рознь, и сложно сказать какой из них выражает верно идею монашества, а какой нет. Монашество оно же вроде как весь род людской - разнообразно.

При все разнообразии во второстепенном, в монашестве существует единство в главном, поэтому если говорить об идеале, то конечно, речь может идти не о деталях, разнообразящих монастырскую жизнь, а о самой сути монашеской жизни. И вот тут никуда эту суть не спрячешь, если она есть, и не пришьешь, если её нет.

Согласен. Но отношение к гостям это все-таки не причина, а следствие. К примеру, если говорить конкретно о "туристах" наших в широком смысле этого слова, то их могут как принимать с распростертыми объятьями во имя целей чисто коммерческих, так и старательно игнорировать из самых высших соображений. Раз на раз не приходится, и по одному только отношению к "туристам" делать какие-то выводы о монастыре я давно зарекся.

чето никто не написал, что патриарха наверно встречают по дефолту с большей теплотой чем произвольного "калику перехожего". еще бы президент написал - "ой, везде так встречают, так встречают..."

Просто все понимают, наверное, что константинопольский первосвятитель на кретина не очень похож. Варфоломей вообще-то не всегда был патриархом, а церковной жизнью живет с детства.

Моя крестная бабушка (она монахиня) утверждает, что монастыри в России делятся на 3 типа (4-й ей обнаружить не удалось): 1)колхоз, 2)артель и 3)исправительно-трудовая колония.

Так патриарх-то константинопольский, а гостеприимство, следтлеьно, восточное. У них там, на югах, прием гостей - дело чести. А у нас, согласно правилам европейского хорошего тона, принято делать морду напряженным кирпичом (превентивная мера).

Ну и конечно, Вы правы насчет толп народа. Если каждый день как в метро - трудно выдавить из себя живую радость встречи с человеком. Человека не видно за людьми при этом. Вот когда мы, бывалочи, припирались в скит к друзьям в NM - ну реально люди радовались: гости=рыба+вино, а они там капусту брокколи месяцами жрут, поскольку гости редки:))

и про книжку расскажите обязательно, ждем:)

На Афоне так оно и есть. У греков и болгар, по крайней мере (о других не знаю). Да и на Святой Земле тоже (опять-таки, по крайней мере в монастырях Зарубежной Церкви)

Вообще в "Приобщении к таинству" есть интересные моменты.

"Монашество - это путь любви, путь евангельского христианства; он не "иной", чем путь брака, и, разумеется, не "лучше" его".

А еще мне понравилась книжка The Mountain of Silence Кириакоса Маркидеса - об отце Максиме с Кипра. Очень здравая монашеская духовность.

Нет, это очень плохо.

Плохо для монахов (то есть, это свидетельствует о каком-то серьезном духовном недуге) или вам жалко гостей, которые недополучили монашеского гостеприимства?

И гостей тоже.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account