Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о таинствах
anchoret
anchoret
В бесчисленный раз встаёт вопрос о действительности того или иного таинства. Если почему-либо при совершении обряда происходит какое-то мелкое недоразумение, то наши обрядоверы, которых я не решусь назвать христианами, с готовностью начинают видеть в этом повод для того, чтобы считать недействительным всё таинство. Особенно часто это касается, конечно, крещения и венчания, тут вообще все кидаются искать какие-то тайные знаки, которые якобы пророчат о будущей судьбе брака или крещаемого человека. Христианство как таковое им недоступно, и не потому, чтобы они не могли его уразуметь и усвоить, а просто потому, что не хотят этого делать, ведь это им не нужно. Главное для них - это соблюдение внешней формы, и сверх этого магизма, вполне удовлетворяющего их религиозные потребности, им ничего больше не требуется.
Но сейчас я обратил внимание на эту набившую оскомину (и, увы, вечную) тему не для того, чтобы лишний раз посетовать, а чтобы обратить внимание на один момент, который нередко упускается из виду и теми нашими христианами, которые стараются сознательно участвовать в жизни Церкви. Митрополит Антоний (Блум) справедливо говорил, что таинством брака является не действие, совершаемое в храме, а сама жизнь в этом браке. И, продолжая эту мысль, я бы осмелился заметить, что ровно такое же отношение распространяется и на все прочие церковные таинства. Не имеет смысла говорить о зависимости действительности таинства от особенностей обрядовых действий. Одно и то же таинство, например, причастие, может быть действительно для одного человека, и недействительно для другого, подходящего к Чаше сразу следом за первым. Всё зависит от того, что это причащение делает с человеком, и зависит это только от самого человека.
Наконец, если не ограничивать таинства привычным нам сакральным числом и согласиться с тем, что таинством является любое призывающее благодать Божию действие, совершаемое человеком в качестве члена Церкви, рассуждения здесь об обрядовых тонкостях становятся просто смешными.

  • 1
что ровно такое же отношение распространяется и на все прочие церковные таинства

Т.е. то же и с причастием; дело не столько в "точке" причастия, сколько в его дальнейшем действии в жизни?
Если проводить аналогию с браком как таинством в жизни.

Ну да, именно что "не столько".

(Deleted comment)
Действительно только то, что действенно. Бессмысленно рассматривать таинство отдельно от тех людей, ради которых оно совершается. Как можно говорить о действительности таинства, если оно ни к чему не приложимо? В чем будет его действительность? Это какая-то платоновская "идея таинства" )

Однажды я был приглашен на крещение младенца - дочки моих знакомых. Чин Крещения, проводимый молодым клириком, вызвал просто шквал негодования, ибо включал в себя море импровизации в стиле "Лайт". Окончательно добило то, что по окончании таинства священник не произнес отпуста. Просто пожелал "всего хорошего" и пошел по своим делам. Короче, когда я подошел к нему с претензиями (чего, возможно, не стоило делать), его ответ после перечисления допущенных косяков был прост: "а что, из-за этого таинство недействительно"? Что я мог ответить? Безусловно, Крешение состоялось. Только вот в этот храм я теперь вряд ли поеду...

Ну, могли ответить, что его отношение к совершению богослужения является недопустимым и об этом будет сообщено его священноначалию )

ага, "действительно" и "действенно"

Всё верно, но тогда закономерно возникает вопрос - а зачем тогда чинопоследования?

А как, интересно, без чинопоследований Вы сможете актуализировать свое молитвенное обращение к Богу? Чинопоследования помогают в этом, для удобства предлагая известное единообразие, и помогают избежать отсебятины, которая порою может оказаться вообще не соответствующей церковному учению.

Согласна. Особенно интересно - о том, чтобы не ограничивать число таинств привычным сакральным числом :)

Ну это общее место. В разное время в разных традициях Церковь насчитывала разное количество таинств. В частности, в их числе когда-то были монашество и погребение.

А мне вообще трудно представить, что могло бы сделать недействительным таинство брака. Разве что отсутствие веры у в него вступающих.

Не, ещё если рушник не подстелить под ноги.

Митр.Виталий (Устинов) в последние годы своей жизни на вопрос: "Совершаются ли
таинства в РПЦ" отвечал: "Да, совершаются, если их совершают достойные священники,
и нет, если недостойные" и "да, евхаристия там совершается по вере принимающих
св.Причастие". Очень близко к Вашей точке зрения, имхо. Ставить благодать
в зависимость от веры и личного достоинства каждого? Очень близко к протестантам.

Я знаю об этой точке зрения. И если Вы противопоставите ей мнение о действии благодати чрез преподаваемые таинства вне зависимости от личных достоинств служителя, то это будет классический католический Ex opere operato.

Верно ,что бы тайнство ,действительно ,стало тайнством ,то бишь свершилось ,то надобно сим жить ,то есть работать над собой Богу .Это подчас дсотаточно тяжело .Вопрос : кто согласен ?Единицы ,то бишь званы были все,а вот избранных оказывается в итоге немного .

согласен полностью! главное не ставить штампов и не приказывать Святому Духу, где и когда действовать!

Не столько к посту, сколько к комментариям, насчёт действенности и действительности...
Положим, проводят вот такой эксперимент: выводок белых мушек загоняют в камеру, куда временно помещают некоторое количество радия. При этом одна из мышек плотно покрыта и защищена свинцовыми пластинками. Понятно, что в итоге можно наблюдать разный эффект эксперимента для неё и остальных мышек (точнее, для неё - отсутствие эффекта). Но это же не докажет, что радий не излучает.

"иван семёныч, перестаньте говорить загадками, вы меня изводите"

***Одно и то же таинство, например, причастие, может быть действительно для одного человека, и недействительно для другого, подходящего к Чаше сразу следом за первым.***
Вполне вероятно.
И в этом не-действии тоже заключено Божье Таинство.
На то (потому) они и Тайны.
Страшные Христовы.

Вы хотите сказать, что мне можно не париться о том, что я могу заставить себя пойти в храм не более чем раз в месяц и не причащаюсь уже полгода?

Поделитесь, как Вам удалось сделать такой вывод из сказанного мною?

Все-таки термин "действительность" - по отношению к таинствам, а не к просроченным водительским правам - только сбивает с толку. А то, что плоды зависят от состояния человека, так с этим мало кто будет спорить.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account