Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об автокефалии
anchoret
anchoret
Неимоверно интересный документ из ЖМП №3 1944 года, на который я систематически наталкиваюсь, шаря по книжным полкам. Это выписка из синодального журнала заседаний, в которой говорится о признании автокефалии Грузинской церкви. Почти каждая фраза доставляет почти эстетическое удовольствие. Это шедевр, который выглядит очень актуальным и для наших дней, только уже в отношении другой церкви.

"Выписка из журнального определения Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 19 ноября 1943 года №12
Русская Православная Церковь находится в каноническом разрыве с православной иерархией Грузии со времени февральской революции. Причиной разрыва послужило провозглашение этой иерархией автокефалии Грузинской Церкви без благословения возглавлявшего тогда Русскую Церковь Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. В первое время со стороны Грузинской Церкви делались попытки к примирению с Русской Церковию, но эти попытки не имели успеха. Наконец в текущем 1943 году Святейший Патриарх, Католикос Грузии, приветствуя меня с вступлением на Патриарший Московский престол, в своем послании выразил желание видеть общение между обеими Церквами восстановленным и надежду на то, что Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви.
Не имея оснований входить теперь в разбор всего, что с тех пор говорилось и писалось за и против грузинской автокефалии, и оставляя без внимания всякие взаимные счеты, подозрения, предубеждения и печальные недоразумения, мешавшие беспристрастному подходу к данному вопросу, мы теперь имеем счастливую возможность ограничиться лишь самым главным и существенным: по церковным правилам (Всел. IV, 17 и др.), церковные границы должны следовать за государственными. Грузия же составляла неотделимую часть Российской империи, не пользуясь какой-либо автономией даже в размерах, предоставлявшихся, например, Финляндии. С другой стороны, по основным законам Российской империи, самодержавная власть в делах Православной Церкви действовала "посредством учрежденного е. Святейшего Синода". Значит, вся территория империи, не исключая и Грузии, в церковном отношении возглавлялась Святейшим Синодом, составляла одну Православную Русскую Церковь. Для другой Православной Церкви, не зависимой от Синода, в пределах империи юридически уже не было места. Отсюда упорное нежелание русских законников, а может быть, и психологическая для них невозможность, примириться с грузинской автокефалией, как и со всякой другой, пока она остается во всем верной православию. Сторонников автокефалии так легко было обвинить в политической неблагонадежности. В настоящее время юридическое положение Грузии радикально изменилось. Теперь она хотя и остается неотъемлемой частью нашего государства, но уже в качестве свободного члена Советского Союза наравне с другими национальными республиками и подобно им имеет и свою определенную государственную территорию и свое управление. Поэтому наша Русская Православная Церковь, оставив прошлому всякие законнические счеты и пререкания, с готовностью и радостью раскрывает свои сестринские объятия навстречу автокефальной Грузинской Православной Церкви, ищущей общения с нами в молитве и таинствах".
Ну, и т.д., дальше технические моменты..

У меня вот только пробел есть в знании церковной истории: я не знаю, в период с 1917 по 1943 на территории Грузии существовали приходы, которые подчинялись не Тбилиси, а Москве, или нет. Просто интересно.

  • 1
Спасибо.

Интересный материал.

Да, весьма интересно.

смеялсо.. ну всетаки польза вышла, жалко с армянами вовремя не помирились

что-то я задумалась, в какой Церкви я крещена - русской или грузинской. надо бы у мамы спросить, но не уверена, что она помнит.

а какая разница?

не знаю, но мне интересно!

Отличный материал. Давно хотел собрать и опубликовать историю русско-грузинских церковных взаимоотношений. Жаль времени мало. (Про историю отношений наших государств книгу мы сделали. Жаль никому не нужна. Продается очень плохо). История эта очень интересна и поучительна. Если горячие головы с нашей стороны с ней ознакомятся и посмотрят в окно на день сегодняшний, то у них остынет желание, так рьяно нападать на Украину, желающую автокефалии.
Может быть, мне не повезло, но я не встречал иного отношения к этой проблеме в украинской церковной среде. Лично, келейно все говорят только об автокефалии, как единственно правильном выходе из конфликта. Не думаю, что автокефалия благотворно скажется на решении конфликта (неизвестно, как развернутся события после), но то, что с нас снимут ответственность за раскол, так это точно. Не за его создание. Тут виноваты все. И мы в равной степени с Денисенко виноваты в появлении раскола на Украине. Но они станут выяснять отношения между собой без поливания грязью России.
Публикуйте другие документы. Особенно 30-х годов. В библиотеках есть множество газетно-журнальных статей, которые многое объяснят, как и почему возникла Грузинская Церковь и почему была признана Русской. И дело здесь не в позиции Сталина, а в трезвом и здравомыслящем взгляде Патриарха Сергия и его окружения.

мне кажется что умеренность и рассудительность никому не нужна. нужно разогревание голов со всех сторон.
а как называется эта книга, что вы издали про Грузию-Россию?

Да, были русские (русскоязычные) приходы, которые оставались за Москвой. Чуть позже архиепископ (потом митрополит) Антоний Романовский, руководивший со стороны МП урегулированием вопросов, связанных с восстановлением общения, предложил эти приходы, переданные под омофор Грузинского Патриарха, объединить в отдельное благочиние - не по территориальному принципу, а как национальное "вкрапление" русских в Грузинскую Церковь, и рекомендовал архимандрита Зиновия Мажугу, с которым они в 30-х вместе тянули срок в лагере (схимитрополит Серафим, канонизирован этой весной Украинским Синодом в числе местночтимых Глинских старцев) как кандидата на управление этим благочинием. Так и было сделано, рукоположенный в епископа преп. Зиновий стал патриаршим викарием, с титулом по пригороду Тбилиси - Тетри Цкаро. Что сейчас с этим благочинием, я не знаю, но незадолго до смерти (+1985) владыка Зиновий всем своим духовным чадам говорил, что через несколько лет им всем надо будет уезжать в Россию.

Русская православная церковь в годы Великой отечественной войны, 1941-1945. М., 2000. С. 80-81
[Документ] № 28
Письмо патриарха Московского и всея Руси Сергия И. В. Сталину о примирении Русской Православной Церкви и Грузинской автокефальной Православной Церкви
22 ноября 1943 г.
Председателю Совнаркома СССР
Маршалу Иосифу Виссарионовичу Сталину
На опыте, узнав Ваше сочувственное отношение к нуждам Православной Церкви и Ваш интерес к ее судьбам, решаюсь довести до Вашего сведения о нижеследующем.
Со времени Февральской революции церкви Русская и Грузинская, обе православные и обе верные своему гражданскому долгу, находились в разрыве между собой из-за грузинской автокефалии. Немало в этом деле повредил наш великодержавный шовинизм и личные взаимные предубеждения обеих сторон. Но и помимо этого, без государственной независимости, трудно было оправдать автокефалию Грузии с точки зрения церковных канонов. Теперь Грузия входит в Советский Союз, как отдельная республика, имеет в известных границах свое государственное управление и точно определенную территорию. Теперь ничто не препятствует Церкви Грузинской быть автокефальной. Было бы только желание и взаимное согласие обеих Церквей Русской и Грузинской.
Восстановление у нас патриаршества, осуществленное при сочувствии возглавляемого Вами Правительства, принесло благие плоды в наших церковных отношениях с Грузией. Католикос Грузии воспользовался благим предлогом прислать мне поздравление с патриаршеством и попутно выразил надежду, что теперь наши две православные Церкви примирятся и будут совместно служить общему делу на благо православия и единой Родины. Я поспешил разделить эти надежды и желания и послал в Тбилиси в качестве моего представителя Архиепископа Ставропольского Антония (Романовского) для устных объяснений. И вот, выяснив полное согласие в вере и верности церковному преданию, Католикос и мой представитель Архиепископ Антоний 31 октября устроили совместное служение в древнем Сионском соборе г. Тбилиси, делом демонстрируя наставшее единение доселе разделенных церквей. Радость богомольцев, как русских, так и грузин была общая, трудно описуемая! С приездом Архиепископа Антония в Москву, в воскресенье 21 ноября повторили Тбилисское торжество: в переполненном Елоховском соборе в проповеди я объявил народу о примирении двух Церквей. Мы молились всенародно о Предстоятеле Грузинской Церкви Святейшем Патриархе — Католикосе Каллистрате и одушевленно пели ему «Мравал Джамиер».
О всем изложенном я имею приятный долг довести до Вашего сведения вместе с нашими общими (и моими лично, и всех наших архиереев, и духовенства и православной паствы) молитвенными пожеланиями Вам доброго здоровья еще на многие годы, и славного правления нашим государственным кораблем, и уже недалекой окончательной победы над фашистскими полчищами. Господь да благословит Вас и хранит на всех путях Ваших!

Сергий Патриарх Московский
Помета А.Н.Поскребышева вверху листа красным карандашом «От Сергия, патриарха Московского»
АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 5. Л. 52-52 об. Подлинник.
------------------
В общем, каноническое учение об автокефалии, подобающей всем отдельным республикам, имеющим в известных границах свое государственное управление и точно определенную территорию, зародилось уже тогда. Эдак половине епархий в нынешних субъектах федерации, не говоря о ближнем зарубежье, автокефалия положена.

Да, в том ЖМП тоже описаны все эти сопутствующие события довольно пространно. В принципе, действительно в ближнем зарубежьи должны бы были существовать автокефальные церкви, если бы не их незначительность и национальная ориентированность на русских.

да ведь это учение не о ближнем зарубежье, а о квазигосударственных образованиях внутри одной страны, подобных российским субъектам
вот в чем проблема имхо
по этой логике поместные церкви подобает иметь, скажем, Мордовии или Башкирии

А, Вы об этом. Да нет никакого учения, и проблемы в этом смысле тоже, просто нужно было каноническое обоснование распоряжению Сталина - признать грузинскую церковь, и его высосали из пальца.

Ну и для чего Сталину была нужна Поместная Грузинская Церковь? Он не особо жаловал Грузию и грузинский народ. Грузинским националистом точно не был. Можно придумать теорию размножения Поместных Церквей на территории СССР для оказания давления на другие Поместные Церкви, но все это очень далеко от реальности. Почему тогда он не создал Украинскую и Белорусскую Церкви? Начинать надо было с них.

Мне казалось, что факт давления Сталина на решение о признании грузинской автокефалии является общеизвестным. Какая там была мотивация - не знаю, но точно не "теория размножения". Надо будет пошерстить источники на досугею

ох, идеи (даже высосанные из пальца) имеют свойство материализоваться, овладев массами...
я не ахти какой знаток древнего канонического права, но от спецов слышал, что практически дo грегорианской реформы на Западе (то есть до 11 века) невозможно понять, идет ли в норме речь об одной епархии (диоцезе) или же о Церкви в целом - они понимались как совершенно изоморфные
т.е. не было никаких норм, специфичных только для всяческих "надстроек" над епархиями

небольшая справка

Юридическая база для существования православных приходов на территории Грузии в подчинении Российской Православной Церкви в 1917 г. была создана. 14 июля Св. Синод принял временные правила о положении Кавказского экзархата РПЦ (позднее утверждены Временным правительством), по которому в него входили русские и иные по желанию приходы. Т.е. в принципе, на территории Грузии должны были сосуществовать структуры автокефальной Грузинской Церкви и Кавказского экзархата Российской Церкви. Самый больной вопрос состоял в разделе храмовых зданий, имущества, капиталов и т.п. Грузинского экзархата между двумя новыми церковными структурами. Временное правительство не имело сил, чтобы отстоять права русских приходов, и грузины просто все постепенно прибирали к рукам методом захватного права. В 1918 г. Грузия стала самостоятельной и русские оказались беззащитными в чужой стране, руководство которой взяло курс на упразднение русских церковных учреждений. В 1920 г. все русские, осетинские и греческие приходы были переданы в подчинение Грузинской Церкви, т.е. экзархат был в одностороннем порядке упразднен грузинскими властями. Было ли какое-то решение высшего церковного управления Российской Церкви по этому вопросу, сказать не могу, здесь нужно дополнительно исследовать вопрос в архивах. Впрочем, до лета 1919 г. экзархатом временно управлял епископ Феофилакт (Клементьев), а после сюда никого не назначали.
Вообще, справедливости ради надо заметить, что грузинское церковное руководство мотивировало свои действия тем, что по каноническм нормам на одной территории не могут сосуществовать два центра церковного управления (это позднее такое положение дел в православном мире стало фактической прозой дня), но, с другой стороны, при восстановлении автокефалии 12 марта 1917 г. они не поинтересовались позицией негрузинских приходов, которые должны были просто подчиниться воле большинства.
В 1943 г. Сергий (Страгородский), очевидно, не без некоторого давления со стороны властей, все это дело "покрыл любовью", и, в конечном счете, Российская Церковь де-факто потеряла все свои приходы и церковное имущество в Грузии.
Вообще надо будет как-нибудь на досуге написать добротную статью по теме, подобрав документов в архиве, впрочем, сами понимаете, тема "неудобная" в контексте нынешних российско-грузинских отношений.

Напротив, мне кажется, что статья будет востребованной. Напишите обязательно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account