Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об именах
anchoret
anchoret
При чтении Бытия создается ощущение, что читаешь семейную хронику - подробное описание совершенно ничего не значащих деталей, которые могут быть нам интересны и даже очень дороги только потому, что они рассказывают о наших родственниках, исчисление домашней живности, скарба, имущества и т.д. - это же всё было некогда нашим семейным достоянием, как без этого!
Но это ощущение преемства, единой семьи, давно нами утеряно, если когда-то вообще существовало по-настоящему. Ведь называем же мы детей именами родителей и уважаемых нами близких (если не опускаемся просто до следования моде), но никогда не называем их именами Авраама, Моисея, Сарры, Руфи, Деворы... Эти имена воспринимаются нами теперь как исключительно еврейские, и получается, что и сами ветхозаветные герои воспринимаются, как своя семья, именно иудеями, а не нами, православными христианами. Практически нет сомнений, что это положение вещей определяется отсутствием у нас культуры чтения Библии, в отличие от протестантского мира, который в своё время опрометчиво подверг ревизии Предание Церкви и всецело сконцентрировался лишь на Священном Писании. Если бы не православное монашество, традиционно предпочитающее самые неупотребительные в мирском обиходе имена вроде Иеремии, Иосифа или Ревекки, то эта родственная связь между нами и ими прекратилась бы вообще.

  • 1
Постоянно посещают те же мысли. Но как это исправить?..

А имя Ревекка - одно из самых прекрасных на Земле, как мне кажется. Входит в мой шорт-лист подходящих имен для называния будущих детей :).

Честно - не знаю. Я думаю, что такое именование в семье должно быть совершенно органичным, без скрежета зубовного (вроде "а вот вам всем и себе покажу!"), и по-любому надо быть готовым, что носителю таких экзотичных для нашего социума имен при установлении новых контактов почти всегда придется сначала испытывать какие-то мелкие неудобства - ну там хихикнет кто-то за спиной или слухи о неарийском происхождении начнут распространять. )

Так и есть. Монахам, им все равно - они от мира уходят. А детей бедных жаль - задразнят ведь. С окружением тоже приходится считаться.
Хотя... в православной среде и так любят давать детям непривычные для мирского слуха имена - Серафима, Лукиана, Феодосий... почему бы Моисеем не назвать? Может быть, дело в том, что какие-то они не слишком симпатичные, эти ветхозаветные персонажи? Герои своего времени, а время было такое - суровое донельзя?

А вот мы сына специально Давидом назвали - в честь царя.

Нет бы Соломоном.

Мне рассказывали историю про женщину, которая в 30-е годы приехала в Москву из старообрядческого села, затерянного где-то в Сибири в совершенной изоляции. В селе этом детей называли преимущественно библейскими именами и строго по святцам, а евреев она считала эдаким древним, полумифологическим народом, какого нынче не встретишь, типа мадианитян. И поэтому очень удивлялась, когда в Москве её спрашивали "Сара Моисеевна, вы что, еврейка?".

1) в России (мое предположение) осели именно новозаветные имена: Мария, Марфа, Иоанн, Петр, Иаков (Яков), Павел и т.д. Ну, и примкнувшие к ним архангелы.
2) обрусевшие имена типа Ерёма-Иеремия.
3) (и самое понятное) у маво мужа, например, фамилия - Губайловский, имя - Михаил; когда Марфа (младшая наша) родилась, сначала хотели Серафимой назвать, ан старшие родственники забеспокоились - а ну как жидовкой начнут ее обзывать! Семья-то совершенно славянская, вот и не хотели. Ничего себе - Серафима Михайловна! поди потом докажи. Не то чтобы к евреям плохо относились, да на себя этот крест никто не хочет примерить.

не вижу проблемы с именами.
кино про индейцев, или книгу смотрю-читаю, там имена, да и нравы - совсем чужие.
Писание надо перечитывать нормально.
все там в порядке.
сейчас оно находится в режиме принудительного чтения под один заданный смысл.

у евреев наоборот этого слишком -- как будто про бобруйских родственников "Иосиф был избалованным ребенком" и тп

я предлагал сына назвать Иаков или Иосиф или Вениамин :)

Не надеялся встретить такого комментария. Трудно описать, до какой степени это отталкивает (разумеется, дело вкуса, говорю только от своего имени). Когда современный ортодоксальный еврей, имеющий мало общего не только с древними крестьянами и пастухами Иудеи (у тех гораздо больше общего с нынешними палестинцами), но и, вообще, с какими бы то ни было крестьянами и пастухами, относится к патриархам запанибрата, - в этом есть какая-то нестерпимая фальшь. Кстати, нежелание называть детей ветхозаветными именами, по-видимому, сравнительно недавнее: такие фамилии, как Моисеев, Абрамов, Исаков, не говоря уже о Яковлеве, воспринимаются как исконно русские, в отличие от соответствующих имён.

В Сша, да, ветхозаветные имена вполне в ходу... А у нас, в русской церкви, много греческих имен. Разными дорогами шли церкви много лет...

среди знакомых протестантов зато ветхозаветные имена часто встречаются

совершенно верно, о чем и речь

одного моего многоюродного брата с украинской стороны назвали Елезаром. :)

...но никогда не называем их именами Авраама, Моисея, Са

А мы дочку назвали Мариам...

Я думаю, большинство людей, с которыми она будет сталкиваться в жизни, об этом даже не узнают: для своих будет Машей, а когда по отчеству звать начнут, то всё равно на Марию переиначат. Тем более, что отчество начинается с согласной буквы. )

ааааа вот как хотим так и называем, это кто бы тут сетовал о мирских проблемах:))))
у меня крестник Давид, так один известный целибат - батюшка как услышал его имя так возмутился что мол не могли нормальным именем назвать?:)) так шо знаем как целибатно-монашеское содружество относится к таким вот как Вы написали "традиционно предпочитающее самые неупотребительные в мирском обиходе имена(м)"

нашли кого слушать - целибата!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account