Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
anchoret
anchoret
В этом евангельском чтении, об исцелении слуги сотника, меня всегда удивлял один момент. Кажется, хотя бы элементарное любопытство должно было побудить сотника повидать Иисуса, который, тем более, был уже совсем недалеко. Но нет: "не трудись, Господи"(Лк 7:1-10).

  • 1
Ну, надо полагать, сотник испытывал к Иисусу глубочайшее почтение и трепет. Соответственно, не смел требовать его внимания к своей недостойной персоне и тратить его время. Которое тот мог бы использовать, скажем, для проповеди избранному народу или чего-то ещё более достойного, чем поход к сотнику (на его, сотника, смиренный взгляд). Разве нет?

Честно говоря, в евангельском изложении это выглядит для меня более как вызов, нежели благоговение (типа, прийти и исцелить и врач может, а дистанционно сработать - слабо?). Тем более, большую часть пути, по-видимому, Иисус уже проделал, почему было не принять его в своем доме и упокоить.

Думаю, вы правы тут. Хотя я не готов толковать Евангельские тексты, но с позиций простого здравого смысла именно так все и выглядит: Сотник хотел просто проверить Спасителя, взять на слабо, а потому и не вышел, ибо устыдился все же.
Там далее говорится, что и Господь удивился и сказал, что и здесь не нашел такой веры, а лишь затем исцелил человека "дистанционно".

Версия "вызова" не вяжется с оценкой этого поступка самим Иисусом, вряд ли бы Oн стал в этом случае хвалить сотника за веру.

(Deleted comment)
Не, никто тогда, и тем паче сотник, не видел в Иисусе Бога.

Сотник, несомненно, рос в этой культуре

Спорно.
Он - офицер римской армии, не из Палестины (ведь про него старейшины говорят: "ибо он любит народ наш и построил нам синагогу" (т.е. как бы отделяют его от "нашего" народа).
Никому и в голову не могло придти, что Иисус - Бог.
А явление в Иордане видел один только Иоанн Креститель.

Подозреваете, что это тот самый сотник, что был потом при кресте, поэтому?

У Матфея сам сотник идет просить за слугу.

Священная история, вроде, не даёт основания отождествллять этого сотника с Лонгином.
Неизвестно, кто из евангелистов здесь путает. Версия Матфея выглядит более правдоподобной, у Луки же есть очень живая деталь, которую вряд ли можно было выдумать или припутать откуда-то ещё: за сотника приходят просить иудейские старейшины.

Edited at 2009-07-06 10:19 am (UTC)

Да, у Матфея как-то более правдоподобно по моим ощущениям тоже... Что до старейшин, так их мог сотник привести и стоять в сторонке тем временем - вот и получается, что с одной стороны сам пришел, с другой - старейшины пришли просить за него.

Он другого ценил больше...

Но оборотная сторона, в крайности — умереть, но не побеспокоить. :(

Э, мнямс, гм. Кто кого ценил умереть не побеспокоить в крайности?

Мда. Сама не поняла бы. :|
Ну, может это было что-то типа благоговения и уважения? Не "а слабо?..", а что-то вроде собственного недостоинства, чтобы к нему ещё и в гости шли.

А оборотная сторона — из такой скромности и такого стремления "только не побеспокоить" порой нехорошие вещи вырастают, типа "неудобно беспокоить врачей, не надо мне скорую вызывать, ещё рано, может, и потерпеть можно".

Или, скажем, у ротного был дома свинарник, за который ему стыдно перед авторитетным гостем, ага. Я не представляю себе боевого командира, римлянина, с такой степенью смирения, которую редко увидишь у монашествующего подвижника - об него бы солдаты ноги вытирали.
Чего проще, казалось бы - оказать уважение, принять в своем доме, самому увидеть и послушать, что тоже совсем неплохо, а тут заворачивает с середины (или даже с большей пройденной половины) пути: не трудись, мол. Странно это мне.

Хм. Ну в общем не могу не согласиться. Логично.

А разве еврей мог зайти в дом к язычнику не боясь оскверниться? Может сотник боялся за Учителя?

Мог, да мы и не знаем, был ли сотник язычником, ои мог быть и прозелитом, как об этом говорят некоторые толкования. Да и его слова, в общем, не дают большого повода думать, что он боялся осквернить Иисуса.

Как я понимаю, из-за того, что по долгу службы римскому военнослужащему постоянно приходилось соприкасаться с языческими символами и участвовать в языческих ритуалах, он для иудеев был нечистым в любом случае.

Мне кажется, это связано с иудейско-языческими заморочками по поводу осквернения (ср. у Луки же историю с другим сотником, Корнилием, в 10-й главе Деяний).

Козни и интриги.

Может быть сотник не хотел участвовать в интриге старейшин.
То есть позвали Иисуса сами старейшины,по своей инициативе.
А сотник не хотел,чтобы возможное фиаско произошло у него в доме,и
его бы припутали к этой истории.Для должностного лица любой скандал нежелателен.
Иисус же все понял,но не подал виду.И все произошло к вящей славе Божией.

Re: Козни и интриги.

Я думаю, что в начальной школе при написании сочинения на тему "Что изображено на картинке" Вам не было равных. :))

Re: Козни и интриги.

И школа повлияла,и по-видимому,избыточное чтение детективов.В том числе современных. Тут уже целая история. И сотник,и Иисус, и еврейские старейшины,и слуга сотника от лица которого ведется рассказ.Кроме того, научные разыскания о соотношении имен СОТНИК и ЛЕГИОН. Но Вы задавая вопрос не рассчитывали,полагаю, что получите ответ,который разъяснит Ваше удивление.

А вопроса и не было. Как же так - столько детективов прочитано, и такая невнимательность к деталям. )
Но так или иначе, действительного разъяснения действительно не было, да и быть, я полагаю, не может.

Вы правы.Вопроса не было.Заметил лишь после отправки.
У Салтыкова-Щедрина,по-моему, один из градоначальников
молился на крыльце о том,чтобы купец такой-то - принес ему провизии,а купец такой-то - мануфактуры. И не было рядом никого,кто мог бы услышать,только городовой,который нес службу возле дома.Каково же было изумление градоначальника,когда все помянутое было купцами принесено.По собственному лишь их хотению.)

(Deleted comment)
Это только плохие христиане не боятся Бога )

А в Комментарии к греческому тексту на эту тему ничего нет?

(хотела посмотреть, но он прячется от меня. — тот, который Крутицкое подворье издавало)

Не-а. Там всё про смирение и сознание недостоинства. Однозначно утверждается, что ритуальная нечистота здесь не при чем и, что интересно, уточняется, что сотник не был римским офицером. До 44-го г.по Р.Х. в Иудее не было римских войск, и сотник мог возглавлять только центурию вооруженных сил Ирода Антипы, организованых по римскому образцу. Ну, т.е., он мог быть и римлянином, но не на службе кесаря. Что ещё интереснее - этот комментированный сборник прячется всё время и от меня.
А, вот ещё: Маршалл (автор сборника) увязывает свидетельство Луки и Матфея таким образом - посланники сотника говорят как бы его собственные слова, поэтому у Матфея цепочка сокращена до непосредственного общения. Но мое недоумение остается.

Так не только Вас , но и Христа удивила вера такая человека.
Вера и воля взяла верх над любопытством.

Нет, Вы не понимаете. Иисуса удивило наличие веры, а меня отсутствие любопытства. Это разные вещи, всё же.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account