Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Я хуже всех, я хуже всех, я хуже всех..
anchoret
anchoret
Считать себя хуже всех - действительно задача невыполнимая для любого нормального человека. Если после знакомства с популярной подвижнической литературой кто-то необдуманно начнет примерять её к себе, то его облик, на радость любителям хита "молицца-постицца-слушать радио радонеж", неизбежно приобретет некую карикатурность. Зная о себе совершенно четко, что он может сделать что-то лучше другого, человек вынуждает себя лгать окружающим и, в первую очередь, самому себе, будто это не так. Разумеется, при таком сознательном саморазрушении личности посредством лжи, уже не может идти никакой речи о стяжании её цельности, уцеломудривании.
Тем не менее, если взглянуть на дело немного с другой стороны, то всё оказывается не так уж сложно: здесь всего-навсего требуется мышление не в абсолютной, а относительной системе координат. Если я имею основания считать, что в чем-то талантливее своего ближнего, то ничто не помешает мне честно признать и то, что при равной мере одаренности я, всё же, несомненно уступлю ему из-за своих недостатков и лени, которые сам же так заботливо в себе и взрастил. Схожее рассуждение имеет смысл и в обратном случае, если я считаю, что обделен каким-то талантом. Если бы другой, подобный мне, был им так же беден, то разве не оказывается он лучше и здесь, благодаря тому же собственному моему нежеланию что-то делать с собой, становиться лучше?
Степень искренности такого мнения о себе и является предметом аскетического упражнения, и воспитание его в себе уже не будет сопряжено с ложью. Да, Господь более щедро относительно другого наделил меня, скажем, дарами рассудительности и сдержанности. Но что я сделал с этими дарами?? Почему и на что я так бездарно их растратил? Разве может сейчас кто-то хотя бы подозревать, что они у меня были? Воистину, будь мой ближний наделен ими хотя бы вполовину моего, в его лице миру был бы явлен великий святой!
Да, возможно, что наши преподобные отцы и вправду считали себя хуже всех без этих мудрований, но надо признать, что как нам это не под силу сейчас, то вряд ли будет под силу и в будущем, поэтому лучше нести на себе посильный груз, но уже его-то нести неукоснительно.

Хм... Не помню, о каком заметном деятеле РПЦ это рассказывали... Жаль.
Но так или иначе, у него были большие способности к медицине. По этой причине его духовный отец в монастыре велел ему поехать в Москву сдавать экзамены в медицинский институт. И непременно провалиться. Чтоб воспитать смирение, несмотря на данные Господом таланты и преимущества.
Мне кажется, несколько неоднозначная история.

Возможно, что именно тому человеку был нужен именно такой поступок. Но нельзя же всех лечить одним лекарством.

только тут возникает другая проблема... человек склонен впадать в крайность. Поэтому при убеждении себя, что он хуже всех, его самооценка становится все ниже и ниже, и начинаются уже комплексы неполноценности...

Так вся аскетика только и твердит о том, что нужно избегать крайностей. Разве можно успешно заниматься чем-то, избирая в руководство себе лишь часть учения, отвергая при этом нечто основное из него?

А можно вопрос?
Что было бы более по христиански - самоуничижаться и не самосовершенствоваться либо считать себя вполне неплохим и самосовершенствоваться?

Ни то, ни другое. Христианину совершенно четко заповедано как смирение, так и стремление к совершенству.

"Разве может сейчас кто-то хотя бы подозревать, что они у меня были?"

Вы абсолютно вне подозрений!)

Всё ещё хуже, на самом деле.

Хуже всех?

А не лучше ли - и с точки зрения традиции - почитать другого (всякого) выше себя? Т.е. вроде бы о том же, но модальность другая.

Хотя бы почти равным - уже подвиг будет:)

Мантра эта еше неполезна и тем, что, как и любой суд (приговор), собственно, и делает человека таковым. Вреден, как все ярлыки. Написав на щите такой девиз человек стремится уже ему как-то и соответствовать, и взятки с него гладки при этом.

Ну то есть по пустные носиться с таким девизом, когда этих самых других вокруг нет - нормально, а среди людей жить - неа.

Так что самое полезное - вообще особо про себя ничего не думать, и помнить, что все хорошее в нас и в других - от Бога. А все недостатки - просто потому, что мы люди. Прощать, любить, жить в мире.
Не заморачиваться, выражаясь современным языком.

Что есть норма?
И нужна ли норма неомирному?

УмнО. :)

***Считать себя хуже всех - действительно задача невыполнимая для любого нормального человека.***

А если человек не хочет быть нормальным? Христианство не от мира сего, потому нормальным быть не может. Думаю, что не стоит, даже имея талант рассуждения, пытаться втиснуть его в рамки "нормальности". :)

Хуже всех я...

"Хуже всех я..."

Ну начинайте исправляться тогда:)
Начните с "Не суди..." (себя в данном случае):)

конкурс бы устроить

на самого грешного

а первый приз какой?

Да, ну и надо добавить, что при наличии искренности и изрядного рвения, да вспомнив о том, что всеобщее спасение там же объявлено ересью, нетрудно себя запихать в натуральное отчаяние просто (проверено лично). Опыт, наверное, полезный и все такое...

та главное что бы человек хороший был, выплывет:)

Отлично написано.

Я так не считаю, но спасибо.

Говорить "я хуже всех" - все равно что говорить "я лучше всех".
Получается, мы судим - и себя, и других. И лжем при этом Богу, а разве Ему нужна ложь?
Нужно стремиться к уходу от сравнительной оценки. Нужно видеть в людях хорошее и не осуждать их за плохое (а это ой как трудно!). Видеть плохое в себе и не впадать в уныние, видеть в себе и хорошее, но не превозноситься (еще труднее!).

Получается, мы судим - и себя, и других.

Судить и осуждать не синонимы, так что крамолы в этом нет.(Ин 7:24) А лгать правда нехорошо, против этого и я говорю, разве нет?

Нужно стремиться к уходу от сравнительной оценки.

Напоминает сферическую модель коня в вакууме. Нереально, словом. Под остальным подписываюсь.

а зачем это надо? Я вот тоже сходным образом рассуждал, а потом подумал, а на фига? Ясно дело, я человек несовершенный и пр. но все-таки в силах разделить и нужду в совершенствовании, и вИдение недостатков. Но зачем это раздирание риз и какое-то непродуктивное рисование...

...мне кажется это и нельзя воспринимать как моральную установку, и отцы говорили об этом лишь как об указателе на подлинность покаяния. Такой психологический феномен. "Хуже всех" всплывает первым в сознании видимо потому, что до этого считал "лучше". А после раскаяния этого вопроса вообще не возникает, ну есть человеку куда себя пристроить и чем заняться :) Новый человек мыслит по-новому, а "хуже всех" это как бы конец ветхого и начало нового...

У кого-то это получается безо всякого труда, просто буквально "от души"... Я знала только одного человека, умевшего совершенно искренне видеть в других хорошее и каждому найти оправдание, и никогда не ставить себя выше кого-то... это была моя бабушка-мусульманка... великая вещь, видимо, воспитание в настоящей религиозной семье.. Хотя, возможно, половина успеха - это изначальные задатки послушания в ребёнке (бабушка была самой послушной из 9-ти детей)...

Я помню, как Вы не раз писали у себя о ней - с большой любовью и уважением. Таких людей всегда мало, и как они появляются, что определяет их праведность - до конца понять невозможно. Это тоже чудо.

Вспоминается:
— От них же первый есмь аз...
— Нет, я от них же первый есмь аз!

А это, часом, не лишние трудности, — кто лучше, кто хуже, и как это лучше-хуже (из головы) соотнести бы с реалиями, и как бы не сойти с ума и от несоответствия оценок реальности, и от несоответствия себя?..

Хотя, подозреваю, здесь просто таблетка несколько от другого.

кстати, это же слова апостола Павла (1 Тим. 1:15).
значит он с преданием в одном русле, а предание с ним :)


только без резкий движений :о)
ступенька эта не для начального этапа духовной жизни

?

Log in

No account? Create an account