Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что посмертное
anchoret
anchoret
Многие думают, что после смерти им будет открыто всё, что ранее являлось тайной, и загробную жизнь они едва ли не представляют себе, как подключение к вселенской базе данных, из которой можно черпать любую информацию в любых объемах. А мне почему-то кажется, что после перехода в лучший из миров интерес к нашим тайнам и секретам будет полностью утрачен. Даже если человек всю жизнь искал библиотеку Ивана Грозного, в вечной жизни ему будет совершенно неинтересно знать, существовала ли она вообще. Таким образом, в конечном счете умножение наших знаний (помимо чисто утилитарного смысла, ради того, чтобы покомфортнее перекантоваться в этой жизни), призвано лишь к тому, чтобы сделать человека лучше в смысле духовно-нравственном, приготовить к вечной жизни с Богом.
Шмеман прав, когда говорит о святых, что они не отвечают на томящие нас вопросы, а просто снимают их. И тогда насколько более верным будет это утверждение по отношению к Самому Источнику святости, в общение с Которым человек вступает по своем исходе из этого мира!

То есть это будет такой бесконечный всезабывающий экстаз, почище героинового?

Ну да, пожалуй. С той "небольшой" разницей, что в этом экстазе человек приобретает абсолютную ясность ума и восприятия действительности.

Некий Хирург, т.о., ампутирует у нас ту часть мозга, которая отвечает за стремление к познанию?
А что же будет делать человек в Царстве Небесном? К чему стремиться, куда идти? Некуда ему будет идти, он превратится в растение, станет частью ландшафта.
Неприятное будущее.

неправда, это не так трактуется.

"не отвечают на томящие нас вопросы, а просто снимают их"

только этого и желается. Когда в голове вместо ума мутное облако, очень хочется, чтобы оно когда-нибудь рассеялось.

Печальная бессмысленность.

+++Многие думают, что после смерти им будет открыто всё, что ранее являлось тайной, и загробную жизнь они едва ли не представляют себе, как подключение к вселенской базе данных, из которой можно черпать любую информацию в любых объемах.+++

Эта "база данных" называется Божественным всеведением. :)

Софроний Сахаров писал, что "Вечность - это мир чистой мысли и нравственности в их нераздельном единстве".
В Церкви происходит единение горнего и дольнего.

Разделять неправомочно.

Ведь здесь, наше совершенствование "в смысле духовно-нравственном" происходит не только при помощи Таинств. Неужели то лучшее, что помогает постичь Высшее, будет отброшено?

Edited at 2009-05-02 11:52 am (UTC)

Неужели то лучшее, что помогает постичь Высшее

Конечно не отбросится, но судьба библиотеки Грозного и т.п. не приближает на с к Богу и не удаляет.Я так понимаю, что здесь речь о действительно "земных" тайнах, не имеющих отношения к нашему спасению.

душу бы успеть спасти ...

Хм... Интерес исчезнет - это понятно (хоть если совсем исчезает интерес к дольнему миру, то как же святые заступники?). Но разве посмертное спасение не предполагает единения с Господом, а значит, в том числе, и приобщение ко всеведению?

Совершенно с Вами согласен, отче. Да и вообще, попыти представить в деталях то, что будет "потом", через наши земные представления представляется довольно сомнительной задачей по определению. Наверно именно поэтому Христос всегда использовал лишь притчи, описывая Царствие Небесное, поскольку оно реально неописуемо в понятиях этого мира. Единственное, что можно сказать с уверенностью, это то что важно прийти "туда" как можно ближе приблизившись к Нему; всё остальное есть лишь производная нашего личного, духовного спасения.

Я всегда говорю, что уже живу в раю!:)

Меня это иногда останавливает, когда я занимаюсь с сыном. Читаем, считаем - и вдруг думаю: а нафига? Приходится себя заставлять, но всё больше не вижу смысла. Хотя жить сегодня и сейчас интересней, если много знаешь и продолжаешь узнавать. Никак этого противоречия не примирить.

(Извиняюсь :)

Edited at 2009-05-02 10:26 pm (UTC)

Не, ну это, мне кажется, всё равно как "зачем жить, если потом всё равно умрёшь". Жить и должно быть интересно, и хотя "умножающий знание умножает скорбь", это умножение способно и должно послужить во благо. Хотя, конечно, знание знанию рознь.

Не уверен что категории этого мира вообще применимы к...

Лично меня очень греет чудный рассказ Толкиена на эту тему. Было у него такое, самое лучшее с моей точки зрения, произведение "Лист работы Мелкина" (http://latifa.ru/forum/showthread.php?t=397) .. Тоже, своего рода, отблеск.

Безусловно малоприменимы (не думаю, что неприменимы вообще). Отсюда, я полагаю, и такая скупость посмертных откровений - неспособен человек вместить. Но думать об этом а, значит, и говорить, человеку ведь всё равно необходимо.

В чём-то согласна с автором поста, в чём-то - нет.
Приближаясь к Богу, человек ведь не просто узнаёт что-то новое о Творце, он изменяется сам, реализует своё назначение, раскрывает в себе образ и подобие.
Цитирую своего любимого автора Нелласа. "«ибо каждый из нас приведен Богом в бытие как второй мир, обширнейший, в этом малейшем видимом мире», – богословствует преподобный Симеон ."
Т.е. человек, являясь более высшим творением, чем весь видимый мир, может знать все тайны его, как того, что ниже его, и "не интересоваться" им одновременно, будучи занятым более высшим и обширным познанием Божества.
Другое дело, что вследствие грехопадения сейчас человеку многое из естественного знания не открыто, это такое же явление, как тернии и волчцы на земле и как агрессивность диких зверей по отношению к людям.

А, если Вы имеете ввиду именно временное состояние после смерти до всеобщего воскресения, то, пожалуй, я с Вами соглашусь; это какое-то таинственное время для души,о котором мы очень мало знаем. Возможно, что душа в это время ещё не обладает той полнотой ведения, которое ей уготовано. Однако, даже до смерти многим святым открывалось многое, в том числе и в плане ведения бо естественном мире.

Смотрите, как здорово: если Вы соглашаетесь с этой частью, то Вам будет гораздо проще согласиться и с прочим, потому что мы тут вроде как верим в конечность этого мира и в то, что по всеобщем воскресении будет всё новое, а старое обречено погибнуть (как сказал один человек, в т.ч. и рублевская Троица). И вот вопрос: какой интерес в прошлогоднем снеге?

Пессимистично. Я знаю слишком много людей, для которых это снимает саму возможность рая - или по крайней мере сохранения личности в раю. Если Вы правы, и если далее рассуждать логически, то получается что все настоящие учёные - безнадёжные грешники, повреждённые в своей природе настолько, что сама возможность вечной жизни для них теперь отрезана. Неоперабельна, так сказать.

Мне почему-то кажется, что это было бы слишком жестоко. Мой покойный научный руководитель не был бы собой, если бы в следующий миг после смерти не узнал /с интересом/, был ли он прав в своей теории. Вы скажете, что он был безнадёжным грешником в том, что ставил ответ на частный вопрос выше Бога? Возможно. Так или иначе, если Вы правы - или его не будет в раю, или я его не узнаю (равно как и никто из его земных знакомых).

И это относится, как Вы и пишете, собственно говоря, не только к естественникам, но и к любым другим интересующихся - вплоть до пушкинистов, допустим, и прочих искусствоведов. В раю не будет искусства? Искусство, созданное здесь, слишком безнадёжно в сравнении с божественным? О, мне кажется, если бы оно было _более безнадёжно_ чем рыбки, птички и деревья, - Господь не дал бы нам его создать. Если в раю, помимо прочего, у нас не будет интереса к тому, что было в этой жизни, и что теперь утрачено, то значит все эти обещания Вечной Жизни - скорее горькая шутка чем правда. Воскресение в этом теле, говорите? В этом теле, но Баха уже не послушаешь (ибо если не интересны утраченные рукописи, то не менее ли интересны будут неутраченные?). Не знаю, будет ли это воскресением.

если далее рассуждать логически, то получается что все настоящие учёные - безнадёжные грешники, повреждённые в своей природе настолько, что сама возможность вечной жизни для них теперь отрезана

Я не понял Вашей логики, если честно. Что до остального, то в комментах я уже что-то говорил об этом. Искусство остроумно сравнивают с жемчужиной, имея в виду, что жемчуг появляется из песчинки (инородного тела, в общем-то, мусора, попавшего в организм моллюска). Там не будет необходимости в искусстве, потому что не будет мусора.
И, конечно, я всего лишь говорю о своем представлении, а отнюдь не как оракул :)

?

Log in

No account? Create an account