Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о чине умовения ног
indisputable
anchoret
В чине умовения ног меня всегда смущала какая-то вымученность и ненатуральность действа. Чем-то бесконтактное карате напоминает: удар не наносим, а обозначаем, ведь моется только одна нога, да и то символически, даже без мыла. Попы конфузятся, заранее моют ноги шампунем и надевают новые ботинки, чтоб за службу вспотевшая стопа не провоняла старой обувкой. Нередко обряд охотно совершается архиереями, которые любят уставное богослужение, но как-то не очень любят людей, в том числе (или особенно) своё духовенство - типа Дородницына. Ну, то есть, сегодня ногу сполоснут, завтра голову откусят - и всё очень органичненько.
Обычай умовения ног гостям не свойственен ни современной культуре в целом, ни национальной в частности, отсюда и не блещет какой-либо назидательностью. Чувствуется, что здесь что-то другое нужно, но что именно, неясно. В Польше недавно (в прошлом или позапрошлом году, не помню) ксендзы вышли в Великий Четверг на улицы с ящичками для чистки обуви и предлагали почистить ботинки прохожим. Мне было странно, что эта чья-то больная идея получила воплощение: добрый католик не станет утруждать своего ксендза такой работой, а на кой чистить обувь всяким оболтусам, непонятно.
На мой вкус, было бы лучше, если б архиерей приглашал на чаепитие двенадцать священников своей епархии, которых хочет отличить, и сам разливал им чай (не так, чтобы "передавайте чашки!", а со смиренной почтительностью обходя с чайничком каждого), поговорил с ними об их заботах - оно и по-отечески вполне, и попам приятнее.


апостол Петр, кажется, тоже сконфузился.
Христос, как обычно не обращая никакого внимания на конфуз, продолжал учить

Разница в том, что нынешний чин никого ничему не учит.

Спектакль церковный, одна штука...

Аллегория исполнена до буквы, а лучше бы, лучше бы исполнить вовсе не форму, а суть. Imo.

для чаепитий времени и другого достаточно

ага, вам бы всем чаем опоить, а по мне если некие священницы ноги с шампунем раз в год помоют то пользы больше будет

зачем же так подставлять своих священников

На сто прОцентов согласен. Чем проще тем лучше.
Скорее всего здесь попытка поднять планку имиджа. Неправославный папа совершает умовение ног ,а патриарх, который по определению православнее, не совершает. Непорядочек.

У меня то же ощущение.

Угу. Я вот ...ладно,тоже не напишу, а то получится глумление. В общем тоже не понимаю этого чина.

В наше время уже гостеприимство епископа приравнивается к умовению ног... нда...
Чин умовение ног- просто как иллюстрация евангельских событий, в ней большое миссионерское и народное(если можно так сказать) воздействие.
Даже если введем новый чин, то ведь формализму без разницы, чин ли умовение ног это или чин чаепития. Все тут же превратится опять в бессмыслицу.

Ну объясните же мне скорее кто-нибудь, в чем здесь народно-миссионерское воздействие. В миссионерском ключе мы здесь видим типичн. preaching to converted, т.е. убеждение тех, кто и так убежден.

"Мне было странно, что эта чья-то больная идея получила воплощение: добрый католик не станет утруждать своего ксендза такой работой, а на кой чистить обувь всяким оболтусам, непонятно."
А как же миссионерство и пример христианского смирения? Да и не как пример, а для себя, для пользы душевной?

В чем же здесь миссионерство, в чем смирение и польза? Впечатление, что Вы читали по диагонали.

"сегодня ногу сполоснут, завтра голову откусят"
Это да, есть такая опасность...:)

Воспоминание...
Надо бы по приходам благословить, чтобы настоятель подчиненным, а они прихожанам. Глядишь, все и назидаются. :)

А вообще греческие архиереи наливающие чай гостям оставляют более глубокое впечатление, да. Очевидно - естественностью.

В некоторых церквях так и делают. В этом приходе, например, настоятель умывает ноги двенадцати прихожанам.

:) n_p_n Expand
Спасибо за пост. Согласен полностью.

Вы просто завидуете, что у них ноги умыты

:)

Так что завидовать нечему

В Церкви вообще много символического и "как бы" ненатурального. От всего отказаться?..

Этот полемический прием называется "доведение до абсурда".

Архиерей некто, из людоедствующих, славен как ревнитель возрождения древних традиций. В Вербное воскресенье непременно желал подъехать к храму через соборную площадь на осляти. Но ни осляти, ни тем более его жребя, усердные слуги не нашли в городке. Зато арендовали у цыгана старую клячу и тычками в широкий архирейский зад, едва ли не им наперед, усадили святителя на кобылу. Подрясник под попой скомкался в какой-то немыслимый бант, полы натянулись и на всеобщее обозрение вылезли обнаженные волосатые ножищи. Ощущение какого-балагана.
Словом, полностью согласен.

А поучительный эффект окажется гораздо сильнее, если омовение ног будет совершаться неожиданно для умываемых.

Чё-то пропали вы с матушкой, я уж думал, до вас интернет не дотянули. А мы тут оставлены, яко сироты..

у нас митрополит филарет всегда совершает этот чин.

а насчет чаепития - то вот к хризостому виленскому как придут монаси чайку попить, так и уходят в прещениях.

Потому что не надо заварку жалеть.

?

Log in

No account? Create an account