Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о неверном управителе
anchoret
anchoret
Я не знаю другой евангельской притчи, которая вызывала бы среди людей столько соблазна и непонимания. Все её толкования, сколько их ни было, почему-то не получали в сердце отклика, не было такого: "ах, вот оно что, теперь-то я понял и твердо запомню, да и запоминать-то не надо - так всё ясно, что само запомнилось!"
А сам-то я так думаю, что просто притча эта - адресная. Нет у тебя неправедного богатства - ну и расслабься, не о тебе это и не для тебя. Среди кого проповедовал Иисус? Правильно, среди той группы населения, о которой сейчас принято говорить: "Чем больше узнаю таможенников, тем больше начинаю любить гаишников". Для них, т.е. для тех, кто наживает состояние или хотя бы изыскивает средства к существованию неправедными путями, и притча эта.
Бог - истинный владетель всего, всех материальных благ, ревниво следит за тем, как мы с ними обходимся, получив в свою временную собственность. Итак, если уж украл, нажился, то поделись с неимущим. И не так, как это делает большинство - украл на сто рублей, подал на копейку: в притче даже размер указан, исходя из знания человеческой натуры, которая отдать больше уже будет никак не способна, если только это не Юрий Деточкин. Помните директора кладбища из "12"-ти? Вот подлинный герой этой притчи.
Теперь такой важный вопрос: а послужит ли тебе это полным оправданием? Вряд ли. Хозяин похвалил управителя за догадливость, но там не сказано, что оставил его в прежней должности. Похвалил, восхитившись его находчивостью: ай да сукин сын, дескать. Но похвалив, конечно, уже не станет жестоко наказывать. Тем более, что хозяин так богат, что его не разорило бы и великое множество таких воришек. Но тут уже каждый для себя сам решает, что ему важнее - остаться без наказания или без награды..

  • 1
(Deleted comment)
может я чего то не понял, но по моему Ваш комментарий расходиться с толкованием автора

Вот теперь действительно шелкнуло "Ах вот оно о чем...". Потому что в отличие от остальных притч ну никак тут аналогии с повседневной жизнью (нашей) не возникали, все время что-то ускользало.

Не думаю, что эта притча имеет только "моральный" смысл.

Есть там и аскетический и догматический смысл, который относится ко всем, а не только гаишникам.

Ой, да я ж ни в коем случае не претендую на исчерпывающее объяснение притчи, его и толкованием-то можно назвать только в кавычках.

Откровенно говоря , Ваше толкование тоже не очень убедительно.Увы.

Я давно над этой притчей думаю. И вопросы у меня вызывает не столько догадливый управитель и его хозяин, а те люди, которые по совету управителя переписали свои расписки. Те люди, благодаря помощи которых управитель надеялся обеспечить себе будущее.

Мы вот думаем, что догадливого и хорошего в поступке управителя и что значит его поступок. Похвален ли он только за сообразительность или за заботу к людям с помощью богатства неправедного.

А достойны ли похвалы люди? С одной стороны, они стали участниками махинации. Формально поступили неправильно. Возможно, что они были людьми, которых только такая "махинация" и выгоды от нее приводили к последующей заботе об изгнанном управителе, а не будь переписанных в их пользу расписок - остался бы изгнанный управитель умирать от голода.

Правильно ли поступили они?
Это очень важно и в нашей жизни знать. Мы как-то в бедах страны виним Правительство. Мелких госслужащих оправдываем: они чужую волю исполняют.
А вот если бы мы к чиновникам рядом с нами относились так, как должники хозяина к его управителю? Если бы мы дали понять мелким исполнителям: Ваши хозяева разворуют страну и укатят на Канары, а вы останетесь с нами и в нашей власти.
РЕЧЬ ИДЕТ НЕ О ПРОТИВОЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЯХ. Можно и без противоречий закону сделать человека преследуемым. А при нынешнем Интернете найти его в любой точке страны, как малява находит проштрафившегося зека.
Зная будущее, всякий исполнитель фильтровал бы полученные распоряжения.

Но вот дает ли нам притча такое право?


Интересно

да уж. Непростая такая притча.

мне очень нравятся Ваши слова: "каждый для себя сам решает, что ему важнее - остаться без наказания или без награды". ими Ваше толкование кажется мне наиболее ценным и верным. но ведь на то она и притча, чтобы иметь множество толкований.
мне подумалось, что расслабляться не стоит никому, т.к., может быть, притча эта является своего рода толкованием на важнейшие слова важнейшей молитвы: "и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим". толкованием в том смысле, что должники наши не нам на самом деле должники, а "господину нашему" ("Тебе единому согреших" Пс 50), поэтому то, что мы их прощаем - по этой молитве - это всего лишь расхлебывание нашего собственного неверного управления нашей жизнью. но это лишь мой частный взгляд на эту притчу.
и еще маленький ps: если всегда полагать себя недостойным награды, то и наказание может стать наградой, по любви. помните: "от других похвала, что зола, от тебя и хула - похвала" (Ахматова)

Господь дал человеку жизнь.......

и прожить её надо так............

Спасибо. Доходчиво.

Это краткий пересказ книжки Дейла Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей".

Или назад в будущее.

Это скорее Карнеги пересказал притчу в меру своего понимания. А я истолковал в меру своего. А ты откомментил "толкование" в меру своего. Так и живём.
:)

Может быть притча призывает быть милостивыми и прошать долги, пусть за чужой счет. Ибо это по-всякому за чужой счет - жизнь взаймы.

Не думаю. Я не могу прощать чужие долги, а если могу, то я или Бог, или плут. Притча не может призывать к плутовству, но может указывать на меньшее зло и в самом плутовстве, раз уж оно совершено.

А мне кажется, тут действует принцип "и грешник Богу молится, да черт его молитвы перехватывает", а потому упавать остается на молитвы праведников. Богатство твое неправедно, а отдать все нищим и идти без посоха и обуви странствовать духу не хватает? Так хоть делись, помогай людям, пусть они тебя помянут в своих молитвах - авось, расширится игольное ушко для тебя, верблюда.
Разумеется, это не притча "как надо", а именно указание некоторой надежды - Иисус всем старается дать хоть какую-то надежду.

Я не увидел, в чем связь между Вашей первой фразой и всем остальным, и в чем разница между этим остальным и сказанным мною. )

*много думал*

--

"Но избави нас от кокетства", но при ином раскладе "остаться без наказания" — вообще из области невероятных чудес (=счастье и ликование; т.к. невероятно), а с наградой... а с наградой вспоминаются "раби неключими". Хотя, может, зависит от того, как смотреть.

Надо ещё подумать.

"Ещё подумать" - это задел на всю оставшуюся, мне кажется )
"Раби неключими" - это всё понятно, но это дидактика. Христианство у нас, к сожалению, действительно нередко преломляется в учение, что "ты, мол, г.. по-любому, как ни пузырься, но старайся, и там посмотрим", а оно к этому не сводится.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account