?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о церковной молитве
anchoret
anchoret
Такой знакомый и такой частый вопрос: зачем ходить в храм, если не причащаешься. Ведь помолиться-то и дома можно. Интересно, что я в разные годы отвечал на него по-разному (и никогда - исчерпывающе), хотя смысл, в общем, был тот же.
Ну, это почти как со спортом, пожалуй. Можно оборудовать какой-никакой спортзал на дому, конечно, но проводить в нем регулярные полноценные тренировки практически невозможно. Храмовая молитва необходима, хотя и не заменяет домашней, как домашняя мало способна заменить храмовую. Есть, конечно, гении молитвы, для которых любой шаг из келейного затвора будет непременно шагом вниз, но интересно, что сами они никогда церковную молитву не отрицают и, напротив, всячески побуждают к ней других людей.

  • 1
Интересно, а люди, задающие такой странный вопрос, что-нибудь когда-нибудь где-нибудь слышали о соборной молитве?

Разумеется. Но реально, когда человек находится в полном храме, то именно соборной молитве у него посвящен очень малый процент общего времени. А ещё бывают пустые храмы.

как это не ходить в храм ?
а как же общение с Господом ?
дома сложно пережить тот праздник души ,который происходит во храме во время общей молитвы и общего духовного единения

Вас послушать, так Мария Египетская не имела ни общения, ни праздника. На самом деле, проблема реальная - люди задают вопрос о смысле пребывания в храме, а их не слышат - ни миряне, ни священники.

мне кажется, даже просто присутствовать, особо и не молясь, тоже оказывает некое позитивное влияние на человека

создается и поддерживается некое ощущение причастности

человек уже как бы за бортом корабля церкви, но ухватился руками за канат, случайно свисающий в воду на корме, и плывет дальше, вместе с кораблем

Ну да. *Ах хорошо, благодатно послужил сегодня батюшка*, ах как хорошо после причастия, ах, ах, ах..Это мы ценим.

***Можно оборудовать какой-никакой спортзал на дому, конечно, но проводить в нем регулярные полноценные тренировки практически невозможно.***
Ещё как возможно.
Вплоть до выхода на уровень мс - мсмк. В пауэрлифтинге, например.
Прецеденты – есть.

О, я ждал этого выхода, не ждал так скоро. Привет спарцмену-флудеру.

Заметьте, между прочим, что "дом Божий" (domus Dei) применительно к христианскому храму (с очевидным перенесением на него ветхозаветного понимания храма как места пребывания Бога, что вполне оправданно, потому что в храме всегда хранятся запасные Святые Дары) появляется не ранее IX в. До этого храм тоже назывался (по крайней мере, на Западе) "domus", но ни разу не встречается "дом Божий", а только "дом церкви" ("domus ecclesiae") - т.е. церкви в смысле общины: дом, где собирается местная церковная община, для того чтобы в этом географическом месте свидетельствовать о Церкви Вселенской.

Хотя "domus ecclesia" уже само собой подразумевает "domus Dei", поскольку реальное присутствие Христа осуществляется не только в Святых Дарах (да, в них особенным образом), но и в собрании, которое представляет Мистическое Тело Христа.

а что такое "гений молитвы"?

очевидно, что речь идёт не о мифологическом персонаже, покровительствующем молитве, а о человеке, которому она особенно удается

В храм имеет смысл ходить, если идешь в общину. Это по большому счету. А по "икономии" нужно большинству людей, которые просто не могут в другом месте сосредоточится на "божественном". Но это имеет обратную медаль - жизнь разделяется на "духовную" и обычную, в которой мы мало отличаемся от безбожников. Ну а если нет проблем с молитвой дома, то остается только община, соборнрсть. Кстати, если этого нет, то и причастие не имет смысла.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Простите за глупый, наверное, вопрос, но какова разница между молитвой дома и в храме с богословской точки зрения (помимо соборности)? Или в данном случае речь только об эмоциоеальном настрое?

И Вы меня простите за непонятливость - что здесь значит "с богословской т.з."?

(Deleted comment)
Ну да, за великим повечерием особенно грешно не причащаться, например.
Литургия - центр храмового богослужения, без которого оно смысла не имеет, конечно. Но и к нему не сводится тоже.

В дополнение к уже сказанному, как мне кажется, есть еще один момент: в присутствии третьих лиц сосредоточиться на молитве намного труднее. К тому же и сАмость наша в храме мешает куда больше, чем дома - с любовью к ближнему, как правило, проблемы (кто-то толкнул, кто-то сфальшивил, посмотрели не так и прочая, и прочая). Соответственно, если уж пользоваться спортивными терминами, нагрузка возрастает, задача усложняется. По идее, и достигнутый результат должен быть ценнее. Но это только один из аспектов, конечно...

Не вполне согласен. Известно, что нигде человек не чувствует своего одиночества так остро, как в человеческой толпе. Соответственно, и уйти внутрь себя, затесавшись в толпу прихожан, едва ли не проще, чем в домашнем молитвенном уголке.

Чудесное сравнение!

С возвращением)

Кажется, я не единственный, кого с этим можно поздравить )
Вам уже удалось найти в сети manual к боцманской дудке? На ней ведь разные команды высвистываются.

вопрос: зачем ходить в храм, если не причащаешься

а зачем не причащаешься, если ходишь в храм?

а не причащают. за всенощным там, или на повечерии с каноном, а то и вовсе на молебне с акафистом

Разве Христос не рядом с Чашей всегда? Тут идет "личная" молитва, вслед за соборной. И еще ради Любви (если сам не можешь причаститься в силу разных причин, хотя их хочется свести к минимуму), ты все равно сердцем с теми, кто причащается. Это пришло недавно после периода стояния "бревном". Простите за откровенность.

За откровенность извиняться не стоит, но почему-то вот уже в третий или четвертый раз в этой теме мне приходится напоминать о такой очевидной вещи, что литургия - это не единственное церковное общественное богослужение в православной церкви. :)

  • 1