Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о церковнючести
anchoret
anchoret
Я благодарен всем ответившим на мой вчерашний вопрос, который, как мне сейчас начинает казаться, носил едва ли не риторический характер. Со многими ответами готов согласиться, многие оспорить или просто уточнить (кое-кто, как мне показалось, не очень внимательно прочитал сам вопрос, приняв слова "не в последнюю очередь благодаря" за "исключительно благодаря"), но лучше сказать, почему я об этом заговорил.
Не так давно один священник походя обвинил о.Шмемана в том, что он "говорил-то все правильно, но только почему-то это от Церкви отрывал, и ругал, ругал "церковников", "Церковность". Незаметно для себя этот батюшка сделал замечательную описку, взяв предмет ругани в кавычки. Действительно, та "церковность", о засильи которой постоянно скорбел о.Александр, является церковностью в кавычках, и в церковных же междусобойчиках обычно называется "церковнючестью". И весьма прискорбно, что эти два понятия часто смешиваются даже лицами, много лет прослужившими в сане. Как показывает жизнь, отсутствие такой дифференциации нередко служит показателем подверженности этому недугу.
Тогда я охарактеризовал это понятие как "подмену Духа Христова "преданиями старцев" (и стариц, знаете ли) и поклонением букве. В общем, новозаветное наше фарисейство в самом колоритном его, великорусском, изводе", но не уверен, что был понят.
Тогда же я и заметил для себя, что общение с теми людьми, которые от этой церковнючести свободны, даже если у них нет и настоящей церковности, для меня является отдушиной. И, конечно, люди церковные, но свободные от этого подлого качества, никак не исключаются из приятного и полезного круга общения. А значит, это отталкивающее качество или свойство не является чем-то исключительно церковным. Это обычные человеческие пороки, которые, попав в церковную ограду, не истребляются, а начинают стремительно расти, как сорняки, мимикрировавшие под полезные злаки, и собою их забивающие и подменяющие.
Вот, получается, и всё.

  • 1
+ 1

Самое странное, что вера у нас с Вами разная, а отношение к этому явлению (церковнючести) совершенно одинаковое.

Странно только, что вера разная. Я думал, Вы православная христианка.

Вспоминается. ~ "Прежде, чем обожиться, нелишне было бы очеловечиться".

Как хорошо! :)

А может, все дело в том, что с людьми умными общаться интересно, с глупыми же(независимо от веры) - нет? ибо упомянутая "церковнючесть" - свидетельство глупости, в конечном итоге...

"церковность" -святой сатана

я не знаю как у других, но я заметил, что многое зависит в общении от меня, поэтому после того как понял ваш вопрос ответил вполне определенно, что все равно кто со мной в общении, я с любым стараюсь общаться на церковные и не церковные темы

Жаль, не читал Шмемана.
Потому смысл обсуждаемого остался для меня тайной. :)

Не переживайте, он Вас тоже не читает.

Я думаю, что "предание старцев", если это настоящие старцы, а не прельщенные болтуны, это и есть плоды Духа Христова. о.П.Флоренский отмечал, что плоды Духа Святого познаются в святых. Святой человек сам, как живая проповедь, иногда более убедительная, чем слова. Помните, как в истории про трех путников у старца, из Патерика. Третий из странников молчал, и когда старец спросил, почему тот молчит, тот ответил: "Мне достаточно видеть тебя, отче!"

У церковной жизни есть своё культурное пространство. Кто-то в нем ощущает себя естественно и легко, кто-то фальшиво подстраивается под него(отсюда эти убогие замашки... глазки в пол, голос-шепотом), а кто-то не выносит эту культурную среду и начинает ворчать и негодовать, выдумывая "церковнючесть". Если не любишь церковности, бежишь от нее, гнушаешься ей - есть повод подумать, а все ли в тебе хорошо? Или замирщился(старобрядское слово), так что уже и места в душе не осталось для молитвы, для покаяния, для смиренного "Господи, помилуй!"

И поверьте, отталкивание, невыносимость церковности чувствуют чаще всего откровенно случайные и чужие Христианству. Сколько раз я слышал от людей претензии, что им в храме плохо! Их раздражают запахи, музыка, иконопись, люди... Зато в ночных клубах, в модной тусовке, они чувствуют себя как рыба в воде. А кому то нужно, чтобы за столом сидели друзья, и говорили о чем угодно, только не о Боге... И это все говорит о том, какого духа человек.

И главное, не хочет душа признать, что она идёт по ложному пути. Она, душа горазда думать, что это вот эти фарисеи все портят, это они, лобзающие руки своим любимым старцам позабыли Христа! А не я...


К сути вопроса, мне кажется, больше подходят другие слова Флоренского: "Духовенство, как владеющее властью Церкви, отчасти законною, отчасти захваченною, более чем какая-либо (власть) имеет склонность поповский быт, поповские манеры, поповские интересы выдавать за Христову Церковь и ее атрибуты. Я не берусь судить или даже осуждать «поповство», однако самым решительным образом скажу, что оно мне не только чуждо, но и вовсе не вижу надобности усваивать его себе. Но на этой почве и происходит ужасная, непонятная для человека, выросшего в этом быте, тяжесть мелких требований, которые предъявляются якобы от имени Церкви". И, кстати, Вы тоже, как мне показалось, путаете церковность с церковнючестью:

Если не любишь церковности, бежишь от нее, гнушаешься ей - есть повод подумать, а все ли в тебе хорошо?

Лицемерие, самодовольство и беспардонность всегда тяжелы для других людей. думаю, что от людей церковных они воспринимаются вдвое тяжелее, потому что от них мы ждем искренности, трезвомыслия и ...

Я очень Вам благодарен за то, что Вы это все так хорошо сформулировали. У меня есть двое близких друзей, с которыми мне стало трудно общаться после того, как они стали православными, хотя, по идее, должно было бы быть наоборот...

" А для низкой жизни были числа "

Жена заглянула через плечо на монитор...
И ужаснулась Вашему неологизму...
Думаю, что все-таки есть слова, с которыми бы лучше не экспериментировать... даже в междусобойчиках...

Он ни разу не мой.

Верно. Может быть, несколько слишком остро, ну так заострять приходится, чтобы яснее выразиться.

Спасибо за честность, действительно важно такое иногда слышать.

Кажется, у меня почти нет таких знакомых... )) И себя я, пожалуй, не мог бы полностью таким посчитать. Хотя, конечно, элемент этого в той или иной мере, наверное, есть почти у каждого. Но теперь для меня прояснился смысл Вашего предыдущего вопроса. Да, наверное, с такими людьми сложно общаться, утомляет (в лучшем случае)... Но на нашем приходе этого очень мало и среди духовенства, и среди мирян. Что подтверждает поговорку: "Каков поп, таков и приход" (приход о. Дмитрия Смирнова))).

Напомнило из Де Мелло:
"Рассказывали, что один святой, уходя из дому для выполнения своих религиозных обязанностей, каждый раз говорил: «А сейчас, Господи, я прощаюсь с тобой! Мне пора в церковь»."

"Одна очень набожная женщина была недовольна всеми существующими религиями, поэтому решила основать свою собственную.

Журналист, пытавшийся понять ее точку зрения, спросил:

- Говорят, вы уверены, что в рай попадете только вы и ваша горничная. Это правда?

Женщина задумалась над ответом и затем сказала: - Знаете, я не совсем уверена насчет Мэри".

И ещё многое из него же.

(вопль зависти)
какая аватааааарка!!!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account