?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о первых церковных впечатлениях
anchoret
anchoret
Уже как-то рассказывал немного, но вот что было за пару-тройку лет до этого.
В начале лета 1988 года после учебки я попал в ракетную бригаду в г. Белая Церковь. Что интересно, по своей воинской специальности я начал там службу в батарее управления, но месяца через два меня перевели в батарею стартовую, которая ещё через пару месяцев была поощрена экскурсией в Киев, т.к. по итогам прошедшего года была признана лучшей в КВО. То есть, не было бы этого перевода, и не знаю, когда бы ещё я увидел Лавру, да и как бы оно всё было потом, ведь жизнь состоит из маленьких и, вроде, незначительных фрагментов, которые своим суммарным весом оказывают огромное влияние на всю последующую судьбу.
Помню точно, что в той поездке мы посмотрели Софию и Золотые ворота, были в военном музее, но самым главным, конечно, являлось посещение Киево-Печерской Лавры.



4СБ у входа в КПЛ, 25.09.1988, Воскресенье


При всей тогдашней массе впечатлений в памяти осталось лишь три, и первое (а, вернее, третье) было довольно забавное или странное - не знаю. Т.е. странно или забавно то, что этот совершенно незначительный эпизод мне запомнился. По выходе из Ближних пещер на воздух, рядом со мной оказался пожилой монах, который дал корзину молодому, лет четырнадцати, пареньку в подрясничке и сказал что-то куда-то отнести. Я тогда не знал, что в таких корзинах обычно носят просфоры, и понимал, что паренек был каким-то послушником или алтарником (этих слов я тогда тоже, кажется, не знал). Вообще, конечно, надо учесть, что, как простой советский вьюнош, я ничего не знал о церкви и церковной жизни, и здесь был вполне равнодушен ко всяким благодатным святостям, которые обычно приводят паломников в восторг и умиление, а сама религия была для меня закрытой книгой.
Так вот монах тот, когда обратился к пареньку, назвал его "Александр". Для меня было удивительно, что человек с седой бородой так обращается к какому-то Сашке. Не "Саша", "Саня" или "Шурик", а "Александр". Хм. К слову, этот момент меня сейчас мог бы научить тому, что люди со стороны, с любопытством смотрящие на странных людей в черных "сутанах", как они обычно называют рясы, часто фиксируют в памяти такие мелочи, на которые мы не обращаем ни малейшего внимания. Мне следовало бы жесточайшим образом отслеживать и подавлять в себе всё, что может произвести соблазн в окружающих, особенно в тех, которые ещё не пришли в Церковь, но не научил, не отслеживаю, и не подавляю... Оправданий, конечно, тысяча, и весьма убедительных, ага.
Второй момент был перед этим, в пещерах, конечно. Глядя на мумифицированную кисть руки, выставленную из-под пелены, закрывавшей мощи Нестора, я думал про себя: "Невероятно. Почти тысячу лет назад вот эта самая рука водила тонким писалом по пергаменту, чтобы составить и оставить нам Повесть временных лет. Вот. Эта. Самая. Рука. Невероятно".
Третий же (а по времени - первый) момент, врезавшийся в память, это то, как я стоял перед иконостасом Крестовоздвиженской церкви. (На этой фотографии он какой-то яркий, залитый светом, в жизни я его таким никогда не видел). Даже не перед самим иконостасом, а перед иконой Архангела Гавриила, что на северных дьяконских вратах. Я прекрасно помню, насколько я был поражен изображением - это не было юношеское или девичье лицо. Моим глазам, которых я не мог отвести, было совершенно очевидно, что это какая-то иная красота, нечеловеческая, неземная. Ни до, ни после этого, за всю свою жизнь я никогда не переживал ничего подобного. Ко мне пару раз подходил приятель: "Идем, наши уже пошли", а я всё никак не мог оторваться...
Спустя годы, уже обремененный некоторым знанием и опытом жизни в Церкви, я оказался там снова. На иконе я не увидел ничего выдающегося. Кажется, вполне в стиле церковной живописи второй половины XVIII века, не помню. Вроде, немного кукольное лицо, чуть барочной вычурности, всё очень банально. И вот тут бы мне снова сделать выводы и научиться снисходительному отношению к иконописи, так далеко отстоящей от византийских и древне-русских шедевров, и которой так много вокруг нас. Ведь и через неё открывается людям красота Божьего мира, и она способна служить окном в иной мир и соединять земное с небесным. Не знаю, насколько получается быть снисходительным, когда дело касается других людей, но у самого меня на такие иконы молиться не получается.

ЗЫ Меня тут с понедельника пару недель не будет, хотя, может, при случае получится зайти из интернет-кафе. Всех с праздником Рождества Божией Матери.

(Deleted comment)
А Вы две одинаковых загрузили.

* * *
А читать было очень интересно.
(Замечу заодно уж, что знаю Вас примерно 10 лет, в основном по сетевому общению. И Вы сейчас очень сильно отличаетесь того, 10-летней давности.)

Ах, да. На фотографии у КПЛ я в центре нижнего ряда. Стоят старослужащие, а молодым подобает быть пониже.
Вот ещё того же времени фотография. А это уже где-то через полгода, кажется. В позе пизанской башни.
Если кому-то интересны современные фотографии, то придётся подождать ещё лет двадцать. :)

в центре нижнего ряда

дела...
взгляд сразу на Ваше лицо на фото упал. :)

? anchoret Expand
Всё время себя контролировать и изображать идеальный рекламный образ непогрешимого православного раба Божия - и свихнуться недолго, мне кажется... Кроме того, внимание мирянина привлечёт что-то, крайне отличное от его мирской жизни, а уж повлечёт его это к церкви или оттолкнёт (положим, кто-то единственно возможным считает панибратский стиль общения, и "Александр" вместо "Сашка" его ужасно злит) - не от вас зависит.
Хм, надо бы съездить в Эрмитаж, посмотреть на работы Леонардо. В своё время они вызвали во мне очень сильное, как мне кажется, именно религиозное чувство. Собственно, впечатление о них я выразил примерно как "всюду Бог разлит и присутствует во всём, но в этих картинах Он в самом чистом, рафинированном виде, как Таковой". Интересно, сохранится ли это ощущение, когда "во всём" я Бога не обнаруживаю уже...
Но разве в иконе, с точки зрения православного, важны технические приёмы и механическое совершенство? Не на первом ли месте "одухотворённость" и всё такое? Вот у нас на факультете висит репродукция первой иконы (как утверждают преподаватели). Нарисована не слишком искусно, однообразные, довольно тусклые и мрачные краски, диспропорция и схематичность даже в сравнении с обычной иконописью. Но есть в ней что-то... умилительное, проникновенное, не знаю. По крайней мере, верю, что на христиан 15 веков назад она производила впечатление, хоть перед их глазами и были достижения античного искусства, технически и стилистически во сто крат лучшие.

Самое главное, конечно, это не слыть, а быть, тогда и изображать ничего не требуется. С иконописью всё не так просто. Вдохновение свыше, конечно, очень важно, и без него никак, но т е х н и к а - о, это такая вещь, которую не заменить ничем, никаким вдохновением.

О эпизодах

Когда впервые была на лекции православного батюшки,
меня более всего покорил его ответ:"Не знаю".Не побоялся признаться. До этого он так умно и тонко говорил о богословии ...
У меня не было другой мысли, как договориться о дате крещения.

Да, а казалось бы, что такого особенного. И ведь это не был продуманный психологический ход.

С праздником! И пусть у вас все будет хорошо!

Пусть уж у всех всё будет хорошо, хотя так не бывает и вообще сие не спасительно.

А мне запомнилось, как когда-то, возле Лавры в Загорске, куда регулярно, каждое лето возила меня бабушка, какой-то инок, проходя, поклонился какому-то мальчшике-оборванцу. Что касается всего церковного, много светлых чувств и воспоминаний оставили именно детские годы. Но этот случай запомнился именно потому что удивил.
Какой-то дядечка, с седой бородой, раскланивается перед таким же как я мальчишкой.
Потом, помню, уже будучи юношей лет 16-17, я сидел на лавочке в Лавре, отдыхал после службы. Мимо проходили семинаристы и я услышал обрывки фраз, среди которых словосочетание "отец имярек" меня просто поразило. Никто никогда, среди моих ровесников в школе, в своем кругу, не назвал преподавателей с уважением, по имени-отчеству. Обычно говорили "Зоя сказала...", "Римма забрала дневник...", или еще хуже: "химичка задала..." и так далее. Мне было понятно, что нормальный ученик никогда не будет в кругу друзей говорить: "Римма Алексеевна задала то и то...".
Вот это запомнилось из тех церковных впечатлений, которые удивили. Это был особый мир, который был как бы и открыт для меня, но вместе с тем, мне обычному пареньку, который о Боге слышал только от бабушки, да и то только на каникулах, этот мир был удивителен и непонятен. Это был особый мир, особых людей, не таких как все...

Да, кстати, а церковь в Вешняках в детстве мне казалась такой красивой...
Спустя много лет, когда с понятным чувством ностальгии, я опять пришел в этот храм, я был неприятно удивлен, что его своды украшают розовощекие амурчики ангелочки в виде детских лиц с крылышками. :)
А ведь раньше, это глаз как-то не резало...


Хорошо смотритесь. Помню эту форму "парадку". Жарковато в ней летом было.

С Праздником!

88-й, кажется, был первым годом, когда для солдат ввели погоны на парадные рубашки (первое ч/б фото), т.е. в увалы стали ходить без кителей, и это уже было большим облегчением. Хотя, конечно, шерстяные брюки никуда не делись. )

С Праздником! Воистину, неисповедимы пути Господни!!!

С праздником, отче. И спасибо за этот текст, цепляет.

Ты себя спалил. Теперь же тебя вся Москва будет узнавать: "смотри, вон анахорет идет, тот самый!"

Да я сам себя не узнаю, а ты говоришь.

С Праздником! Замечательный рассказ...

"...жизнь состоит из маленьких и, вроде, незначительных фрагментов, которые своим суммарным весом оказывают огромное влияние на всю последующую судьбу"
Замечательно сказано, разрешите цитировать?

Да по-моему, самая заурядная и очевидная вещь сказана. :)
Насчёт цитирования и т.п. всё сказано в самом верхнем постинге журнала: "Если захочется отсюда что-то процитировать или перепостить, можно делать это не спрашивая разрешения и даже не ссылаясь на источник".

С праздником. :)

ой, а мы с вами оказывается почти ровесники, а я думала вы страше :)
спасибо, интересно...