Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что об ангелах

В Священном Предании нормативно встречаются упоминания об ангельских явлениях, но что касается агиографической литературы, то некоторые современные редакции житий предпочитают трактовать часть таких явлений как видения во сне или вовсе опускать. Это, в общем-то, справедливо, потому что иногда оказывается, что упоминание об ангельском посещении вкрадывается в житийное повествование гораздо позднее относительно первых сведений житийного характера и, таким образом, мы возвращаемся к более древним и, значит, более правдивым житиям. Иногда же, когда читаешь о сопровождающих явления Ангелов сказочных событиях, то и так почти не сомневаешься в легендарности описываемого. А иной раз подвергаешь явление сомнению, потому что, вроде, для него и нужды нет никакой, но зато оно вполне соответствует некоему житийному шаблону. Ну да, возможно, что и было какое-то событие, которое сыграло промыслительную роль, а позднейшее изложение благочестиво придало этому вид небесного явления, поскольку между промыслом Божиим, являющим себя через цепь якобы случайных событий, и явлением Ангела, непосредственно изрекающим Божию волю, в конечном итоге разница небольшая.
К тому же, хотя из множества житий мы и знаем об ангельских явлениях, но в своей жизни их не встречаем, а вот промыслительных событий каждый может припомнить немало. Кроме того, воспитанное в лучшем случае иконографией, а в худшем - слащавыми картинками, воображение неизменно рисует нам Ангела в виде некоего длинноволосого крылатого молодого человека в парчовых ризах или белом пеньюаре, зависшего в воздухе и вещающего нечто благочестивое в весьма возвышенной манере, или крылатого пупса, срисованного художниками Возрождения с античного Купидона. В такое существо, впрочем, вообще как-то верить неловко, как невозможно верить и в беса в виде существа в красном трико (см. «Письма Баламута», Письмо седьмое).
Однако, если вспомнить то, что нам говорит о явлении ангелов Священное Писание - как это было, например, с Авраамом или Товией, то легко понять, что внешне ангелы нередко представали пред людьми совершенно в таком виде, что отличить их от человека было невозможно, пока сам Ангел не «отверзал очи» видящим его, являя свою небесную природу. Характерно при этом, что если ангелы являются в нормальном человеческом обличье, то в виде людей, нам лично до этого неизвестных, откуда-то пришедших и куда-то исчезнувших - необязательно сверхъестественным образом, и приходят не только для того, чтобы наставить нас, но и оказать действенную помощь.
Кстати вспомнился случай в Нью-Йорке из середины 90-х гг. Одна наша соотечественница, приехавшая туда, чтобы остаться поработать несколько лет, потеряла все свои документы и оказалась в отчаянном положении. Она пришла в соответствующее учреждение, чтобы как-то разделаться с этой напастью, но там с ней даже говорить не захотели, потому что она не могла предъявить ничего, что удостоверяло бы её личность. Практически не зная языка, законов, не имея средств и знакомых, которые могли бы ей помочь, она стояла там, молилась и плакала, не представляя, куда ей податься. Она, вообще, не очень религиозная, но тут, что называется, припёрло. Тем временем к ней подошел мужчина в форменной рубашке и с бейджиком сотрудника этого учреждения. Он поинтересовался, в чем её проблема и, сочувственно выслушав, подвёл к одному из окошечек, через которые велся прием. Это окошечко было закрыто, но он сказал ждать и ушел. Через несколько минут окошко открылось, и появившийся в нем служащий переговорил с женщиной и довольно быстро помог ей. Уходя, она спохватилась и стала искать того подошедшего к ней сотрудника, чтобы поблагодарить его. Однако никто такого не знал, а когда она припомнила имя на бейджике, то ей уверенно заявили, что человек с таким именем у них не работает. Как хотите, так и понимайте.
Само слово «ангел», как известно, буквально означает «вестник», чем раскрывается функция Ангелов Небесных возвещать людям волю Божию. Однако, чаще бывает, что Его воля открывается и через простых смертных («Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же», Луг Духовный, гл.199), исполняющих в таком случае ангельскую миссию, как это было с Иоанном Предтечей, которого мы называем Ангелом пустыни. Но обычно мы не видим и таких ангелов рядом с собою, и не потому, что их нет, а просто потому, что даже для этого нужно иметь незамутненные страстями, «отверстые» очи.
Tags: ангелоложество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments